Вы здесь

Коррупция без границ: как Россия будет бороться со взятками за рубежом

/ РосБизнесКонсалтинг /

Профильный комитет Думы в четверг рекомендовал принять в первом чтении законопроект, позволяющий наказывать иностранные фирмы за коррупцию за рубежом. Для этого достаточно признать, что взятка нарушила "интересы России"

​Комитет Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству в четверг, 8 октября, рекомендовал принять в первом чтении законопроект Минюста, позволяющий распространить действие антикоррупционной статьи КоАП "Незаконное вознаграждение от имени юридического лица" за пределы России. Поправки разрешат привлекать налагать штрафы на иностранные компании независимо от места правонарушения, если оно противоречит интересам России.

Законопроект, ориентирующийся на практику США, укладывается в тенденцию расширения "правила длинной руки" в России.

Разработать законопроект было поручено в рамках одобренного в апреле 2014 года Владимиром Путиным Национального плана противодействия коррупции: в документе прописывалась необходимость представить предложения по совершенствованию законодательства об административных правонарушениях, чтобы его можно было применять за пределами России. В этой части указа шла речь о статье 19.28 КоАП "Незаконное вознаграждение от имени юридического лица". Статья предполагает наказание в виде кратных штрафов. Максимальный - в размере до стократной суммы взятки, но не менее 100 млн рублей с конфискацией средств, ценных бумаг или иного имущества, которые предлагались в качестве взятки.

Новым законопроектом Минюста предлагается внести поправки в несколько статей КоАП. В частности, предлагается дополнить статью 1.8 КоАП (действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве) положением, согласно которому компания, совершившая подкуп за пределами России, будет подлежать административной ответственности в соответствии с российским Кодексом об административных правонарушениях в случае, если правонарушение "направлено против интересов Российской Федерации" и если эта компания не была привлечена за эти же действия к уголовной или административной ответственности в другой стране.

Статью 2.6 (Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц) предлагается дополнить положением, согласно которому иностранное юрлицо, которое нарушило статью 19.28 КоАП, должно нести ответственность на общих основаниях.

Законопроект поступил на рассмотрение в комитет в августе. Тогда собеседник в комитете говорил, что комитет скорее всего поддержит данный законопроект. "Сейчас у нас есть тенденция на расширение действия законодательства за пределы страны. Такая практика существует в ряде стран, эталоном здесь являются США", - пояснял он. Сейчас в заключении на законопроект говорится, что комитет рекомендует рассмотреть возможность распространения предлагаемых правил не только на указанную статью КоАП, но и на нарушение законодательства о защите конкуренции и законодательства об охране окружающей среды.

В проекте общей части новой редакции КоАП, которую группа депутатов во главе с председателем конституционного комитета Владимиром Плигиным внесла в начале этого года, прописано, что по всем административным правонарушениям за рубежом, в результате которых был "причинен вред охраняемым законодательством России общественным отношениям", Россия намерена применять "правило длинной руки", то есть привлекать к ответственности за такие правонарушения за рубежом, напомнил РБК собеседник в комитете по конституционному законодательству.

Как в США

Представитель пресс-службы Минюста пояснял РБК, что действующая редакция КоАП позволяет привлекать к административной ответственности иностранные юрлица, совершившие правонарушения за пределами России, только в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации с другими странами. "Вместе с тем коррупционные правонарушения зачастую имеют трансграничный характер и могут быть направлены против интересов того или иного государства вне зависимости от места их совершения, - поясняет представитель Минюста. - Принятие законопроекта позволит привлекать иностранные юридические лица, совершившие коррупционные правонарушения, направленные против интересов Российской Федерации, вне зависимости от места их совершения на общих основаниях". Сейчас соответствующая схема уже действует в российском Уголовном кодексе, напоминают в Минюсте.

"По сути речь идет о некоем нашем "аналоге FCPA" [Foreign Corrupt Practices Act - закон США о противодействии коррупции за рубежом], то есть об акте, который бы давал возможность привлекать к ответственности иностранные организации, если они совершили коррупционные нарушения пусть и за пределами РФ, но нарушившие "интересы РФ", - говорит партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров. По общему правилу законодательство любой страны действует в пределах ее территории. "Если иностранное юрлицо даст взятку на территории России, то это будет преследоваться по УК и КоАП. Изменения сейчас направлены на то, чтобы сделать эту статью КоАП экстерриториальной. Такая модель действует в США и Великобритании: если компания совершает подкуп за пределами страны, то США и Великобритания эту компанию будут преследовать", - добавляет он.

"Мотивом для внесения таких изменений в законодательство может быть выполнение взятых на себя обязательств в рамках антикоррупционного законодательства. С другой стороны, такими изменениями можно обеспечить возможность ответить на действия в отношении России за рубежом, такие как арест активов по иску акционеров ЮКОСа", - не исключает Александров.

Как США применяют принцип "длинной руки"

Дмитрий Фирташ и титан

В апреле 2014 года стало известно, что украинский бизнесмен Дмитрий Фирташ обвиняется властями США в подкупе чиновников в Индии для получения лицензий на добычу титансодержащих минералов. Месяцем ранее - в разгар крымского кризиса - Фирташ был арестован в Австрии по запросу ФБР. В обвинительном акте американской прокуратуры утверждалось, что Фирташ и пятеро его сообщников участвовали в "интернациональном преступном сговоре с целью занятия рэкетом". По данным следствия, начиная с 2006 года преступная группа во главе с Фирташем заплатила не менее $18,5 млн взяток для получения лицензий на добычу полезных ископаемых в индийском штате Андхра-Прадеш. Пятеро участников дела обвинялись в нарушении Закона США о коррупционных практиках за рубежом (FCPA): основанием для применения этого закона служило то, что Фирташ и партнеры, в частности, использовали американские банки для денежных переводов и пользовались учетными записями электронной почты, хранящимися на серверах в США, вели телефонные переговоры в американских сотовых сетях. Некоторые наблюдатели предполагали, что Фирташ нужен американским следователям как носитель информации о газовых сделках России и Украины. В апреле 2015 года австрийский суд отказал США в экстрадиции украинского бизнесмена.

Дело против VimpelCom, TeliaSonera и МТС

В 2013 году США подключились к шведскому расследованию сделок TeliaSonera, VimpelCom и МТС в Узбекистане. По версии следователей, в 2004 - 2011 годах дочь президента Узбекистана Гульнара Каримова помогла TeliaSonera, VimpelCom и МТС получить сотовые частоты и массивы телефонных номеров для работы в Узбекистане за взятки - средства перечислялись на счета офшорных компаний, которыми управляли посредники, близкие к Каримовой. Минюст США и Комиссия по ценным бумагам и биржам завели дело на основании FCPA, поскольку акции VimpelCom и МТС торгуются на американской бирже. В июле 2015 года нью-йоркский суд одобрил ходатайство Минюста США к властям Ирландии, Люксембурга и Бельгии об аресте $300 млн на банковских счетах, предположительно связанных с Гульнарой Каримовой, до этого в марте суд выдал ордер на арест $30,4 млн на шведском счете Nordea Bank, бенефициаром которого является Takilant - компания, предположительно связанной с Каримовой.

Что такое "интересы России"

В ответ на вопрос, что подразумевается под формулировкой "коррупционные правонарушения, направленные против интересов Российской Федерации" в пресс-службе Минюста ограничились ответом, что это деяния, "предусмотренные статьей 19.28 КоАП, [которые] могут причинить ущерб общественным отношениям, охраняемым законодательством Российской Федерации, или повлечь иные негативные последствия для хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации". То есть поправки в принципе могут быть направлены на защиту интересов российских компаний.

"Предлагаемая формулировка "правонарушение, направленное против интересов России", достаточно обтекаемая. Вероятно, суды потратят не один год для определения ее значения", - говорит партнер юридической компании Sirota & Partners Артем Сирота. "В юридической технике это называется "открытый перечень". Для административного права это считается негативным. Деяния должны быть описаны четко. А в таком виде это можно трактовать максимально широко", - добавляет Михаил Александров.

В целом поправки благоприятно повлияют на развитие бизнеса, поскольку сделают российское законодательство более точным, и соответственно дадут возможность компаниям минимизировать коррупционные риски, считает Артем Сирота. Однако, вероятно, при применении данной статьи районные суды могут столкнуться со сложностью или невозможностью получения необходимых доказательств совершения правонарушения, не исключает он.

В России данная норма действительно будет сложно реализуема, потому что в рамках административного расследования сложно собирать доказательства и проводить расследования за рубежом, соглашается Александров. "В России по факту административного правонарушения должен быть составлен протокол. Дальше должны быть собраны доказательства. Мы только можем после проведения административного расследования в РФ в рамках действия международных договоров обратиться за помощью к другим государствам: в том числе, например, обратиться в суд с просьбой принять обеспечительные меры", - поясняет он​.

В июле правительственная комиссия одобрила другой законопроект Минюста, позволяющий симметрично отвечать на ущемление российских интересов за рубежом. В случае его принятия этот законопроект даст российским судам возможность ограничивать иммунитет иностранного государства "на основе принципа взаимности". То есть если на территории того или иного государства будут арестованы российские активы (если в этом государстве России "предоставляется юрисдикционный иммунитет в более ограниченном объеме"), российский суд сможет дать добро на симметричный ответ.

09 октября 2015 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).