Вы здесь

В сфере законодательства о судоустройстве

Как можно обжаловать действия (бездействие) судьи; привлечь судью к дисциплинарной ответственности?

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации проверка законности и обоснованности судебных актов и процессуальных действий судей может осуществляться лишь в специально установленных процессуальным законом процедурах – посредством рассмотрения дела судами апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

Иная, не судебная процедура ревизии судебных актов, недопустима, поскольку означала бы возможность замещения (вопреки обусловленным природой правосудия и установленным процессуальным законом формам пересмотра судебных решений и проверки их правосудности исключительно вышестоящими судебными инстанциями) актов органов правосудия административными актами, что является безусловным отступлением от необходимых гарантий самостоятельности, полноты и исключительности судебной власти.

Основным инструментом контроля общества за деятельностью судейского корпуса является дисциплинарное производство. На основании пункта 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей
в Российской Федерации» (далее – Закон «О статусе судей») за совершение дисциплинарного проступка, то есть виновного действия (бездействия) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, в результате которого были нарушены положения Закона «О статусе судей»
и (или) кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания, предупреждения либо досрочного прекращения полномочий судьи.

В силу пункта 7 статьи 12.1 Закона «О статусе судей» решение о наложении
на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения.

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации налагает дисциплинарные взыскания на судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам и военных судов, членов Совета судей Российской Федерации и Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей, заместителей председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации за совершение ими дисциплинарного проступка (подпункт 8 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 14 марта 2002 г. № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» (далее – Закон «Об органах судейского сообщества»).

Наложение дисциплинарных взысканий на судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, мировых судей, судей районных судов (в том числе председателей и заместителей председателей районных судов) относится, согласно пункту 1 и подпункту 8 пункта 2 статьи 19 Закона «Об органах судейского сообщества», к полномочиям квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации.

Статьей 22 Закона «Об органах судейского сообщества» установлены особенности рассмотрения представлений и обращений о совершении судьей дисциплинарного проступка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона «Об органах судейского сообщества» жалобы и сообщения, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, поступившие в квалификационную коллегию судей
от граждан, проверяются квалификационной коллегией судей самостоятельно
либо направляются для проверки председателю соответствующего суда.

Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 243-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» с 1 сентября 2019 г. для судей вводится новое дисциплинарное взыскание понижение в квалификационном классе.

Возможно ли направление Минюстом России гражданам и организациям копий нормативных правовых актов, в том числе федеральных законов о создании и упразднении судов и указов Президента Российской Федерации о назначении судей федеральных судов?

На основании Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313, Минюст России не наделен полномочиями по направлению гражданам и организациям федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации
и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Согласно конституционному положению, закрепленному в статье 15 Конституции Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию.

Порядок официального опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». В соответствии с частью первой статьи 4 данного Федерального закона официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его полного текста
в «Парламентской газете», «Российской газете», Собрании законодательства Российской Федерации или первое размещение (опубликование) на Официальном интернет-портале правовой информации (
www.pravo.gov.ru).

Федеральные конституционные законы, федеральные законы могут быть опубликованы также в иных печатных изданиях.

Порядок официального опубликования указов и распоряжений Президента Российской Федерации определен Указом Президента Российской Федерации
от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации
и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»,
в силу пункта 2 которого официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации считается первая публикация их полных текстов
в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации
или первое размещение (опубликование) на Официальном интернет-портале правовой информации (
www.pravo.gov.ru).

Официальными являются также тексты актов Президента Российской Федерации, распространяемые в электронном виде федеральным государственным унитарным предприятием «Научно-технический центр правовой информации «Система» Федеральной службы охраны Российской Федерации, а также органами государственной охраны.

Кроме того, сайт www.kremlin.ru является официальным
интернет-представительством Президента Российской Федерации в сети «Интернет».

Таким образом, с нормативными правовыми актами возможно ознакомиться на вышеуказанных сайтах в сети «Интернет».

 

Какой порядок создания и упразднения федеральных судов в Российской Федерации?

Вопросы, связанные с созданием и упразднением федеральных судов, регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее – Федеральный конституционный закон
«О судебной системе Российской Федерации»), Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г.
№ 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.

Часть 1 статьи 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» предусматривает, что федеральные суды
(за исключением Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации) создаются и упраздняются только федеральным законом.

Между тем следует учитывать, что данный порядок относится к судам, создаваемым после вступления в силу Федерального конституционного закона
«О судебной системе Российской Федерации», и не распространяется на суды, созданные до его принятия. До вступления в силу Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» суды в Российской Федерации создавались в соответствии с действующим на момент их образования законодательством.

Так, исходя из части 1 статьи 36 Федерального конституционного закона
«О судебной системе Российской Федерации» районные (городские) суды, образованные до введения в действие указанного Федерального конституционного закона, сохраняют за собой ранее установленные полномочия и считаются районными судами.

В настоящее время создается правовая основа для функционирования структурно самостоятельных кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции (Федеральный конституционный закон от 29 июля 2018 г. № 1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и отдельные федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции». 

25 октября 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).