Вы здесь

О международном праве и сотрудничестве

Какой порядок признания решений российских судов на территории иностранного государства?

для исполнения решения российского суда на территории иностранного государства оно должно пройти процедуру признания и разрешения принудительного исполнения.

В соответствии с условиями международных договоров Российской Федерации о правовой помощи, которые предусматривают аспекты признания судебных решений по гражданским (семейным), арбитражным делам, в том числе и об алиментных обязательствах, а также приговоров в части гражданских исков, взыскатель (его представитель) с ходатайством о признании и принудительном исполнении решения российского суда может обратиться непосредственно в компетентный суд иностранного государства либо в российский суд, который вынес решение по делу в первой инстанции. Этот суд направляет ходатайство суду иностранного государства, компетентному вынести решение по ходатайству, в порядке, установленном международным договором.

К ходатайству взыскателя, адресованному компетентному суду иностранного государства, обычно прилагаются следующие документы:

– заверенная копия решения суда;

– официальный документ о том, что решение вступило в законную силу и подлежит исполнению или о том, что оно подлежит исполнению до вступления в законную силу;

– документ, из которого следует, что сторона, против которой было вынесено решение, не принявшая участия в процессе, была в надлежащем порядке и своевременно вызвана в суд (такой документ не требуется, если ответчик или его представитель участвовал в судебном заседании, по результатам которого вынесено решение, подлежащее признанию);

– документ, подтверждающий частичное исполнение решения на момент его пересылки;

– документ, подтверждающий соглашение сторон по делам договорной подсудности.

Документы скрепляются подписью судьи и оттиском гербовой печати суда.

Ходатайство и прилагаемые к нему документы сопровождаются переводом на официальный язык запрашиваемого государства, за исключением случаев их направления в государства – участники СНГ и Грузию.

Ходатайство и приложенные документы подлежат направлению  с сопроводительным письмом суда (либо заявлением, если взыскателем необходимые документы истребованы из российского суда и направляются самостоятельно) в адрес главного управления (управления) Минюста России по субъекту (субъектам) Российской Федерации (далее – территориальный орган Минюста России) для дальнейшей передачи на территорию иностранного государства в соответствии с условиями международного договора.

В ходатайстве необходимо указать адрес должника на территории иностранного государства для определения суда, компетентного рассматривать материалы о признании решения, сведения о взыскателе, а также реквизиты банковского счета, на который подлежат зачислению взысканные денежные средства.

При отсутствии международных договоров Российской Федерации с иностранными государствами, предусматривающих признание решений иностранных судов, не исключается возможность обращения взыскателей непосредственно либо через адвокатов в компетентные суды этих государств, с ходатайством о признании и принудительном исполнении решений российских судов. В таких случаях возможность и особенности рассмотрения ходатайств регулируются исключительно национальным законодательством этого государства.

Какова процедура истребования личных документов (документов, касающихся личных или имущественных прав и интересов граждан, например: повторных свидетельств (справок) о регистрации акта гражданского состояния, справок, подтверждающих осуществление трудовой деятельности и размер заработной платы, наличии (отсутствии) гражданства, недвижимого имущества и др.) с территории иностранных государств?

На основании международных договоров, а при их отсутствии на основании международных принципов вежливости и взаимности и в соответствии с Административным регламентом Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по истребованию личных документов, утвержденным приказом МИДа России и Минюста России от 29 июня 2012 г. № 10489/124 (далее – Административный регламент), для истребования повторного свидетельства (справки) о регистрации акта гражданского состояния, лица, в отношении которых составлена актовая запись (иные лица, на основании доверенности, удостоверенной в установленном порядке, либо в соответствии с законодательством имеющие право на истребования документа) могут обратиться по почте в орган ЗАГС по месту жительства, территориальный орган Минюста России или Минюст России, предоставив заявление об истребовании документа, бланк которого предусмотрен приложением № 6 к Административному регламенту (для стран – участников СНГ, Грузии, Абхазии, Южной Осетии, стран Балтии) либо приложением № 5                               к Административному регламенту при истребовании иных личных документов (для других государств, в последнем случае и его перевод на язык государства,                         с территории которого истребуется документ), и копию паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность заявителя на территории Российской Федерации.

В случае личной явки в орган ЗАГС, территориальный орган Минюста России заявитель представляет: документ, удостоверяющий личность, и заявление об истребовании документа.

Заявления заполняются на каждый истребуемый документ отдельно с использованием компьютерной, машинописной техники или разборчивым почерком (не допускается исправление ошибок путем зачеркивания и с помощью корректирующих средств). Адреса места жительства и органа ЗАГС указываются полностью, включая почтовый индекс. Все графы заполняются как можно более точной информацией, особенно наименование органа записи (регистрации) актов гражданского состояния иностранного государства. При отсутствии данных указывается причина, а в графе «дополнительные сведения» приводится уточняющая информация.

К заявлению могут быть приложены копии иных документов, облегчающих поиск необходимых актовых записей компетентными органами иностранных государств.

Для истребования документов об осуществлении трудовой деятельности, размере заработной платы, об образовании и других, касающихся личных и имущественных прав и интересов граждан, хранящихся в архивных и других учреждениях иностранных государств, лицо, в отношении которого истребуется документ (иное лицо на основании доверенности), может обратиться в территориальный орган Минюста России или в Минюст России, предоставив заявление по истребованию документа, предусмотренное приложением № 5 к Административному регламенту, и копию паспорта либо иного документа, удостоверяющего личность заявителя на территории Российской Федерации.

В случае личной явки в территориальный орган Минюста России заявитель представляет документ, удостоверяющий личность, и заявление по истребованию документа.

Заявления также заполняются на каждый истребуемый документ отдельно с применением компьютерной, машинописной техники либо разборчивым почерком (не допускается исправление ошибок путем зачеркивания и с помощью корректирующих средств). В заявлении указываются анкетные данные заявителя (фамилия, имя, отчество, сведения об их изменениях, дата и место рождения и др.), полное наименование истребуемого документа и цель его получения и другие сведения в соответствии с графами бланка и в зависимости от характера истребуемого документа (например: при истребовании документа об осуществлении трудовой деятельности и (или) размере заработной платы, необходимо указать название и адрес (если известен, во всяком случае населенный пункт) организации, периоды работы и в качестве кого она осуществлялась, а также приложить копии листов трудовой книжки; при истребовании документа, подтверждающего наличие (отсутствие) гражданства иностранного государства, необходимо указать дату и место рождения, периоды и адреса проживания на территории иностранного государства).

Если документ истребуется с территории государств, бывших союзных республик СССР, перевод заявления и прилагаемых к нему материалов
не требуется.

Обращаем внимание, что государственная услуга по истребованию личных документов граждан с территории иностранного государства в электронном виде не осуществляется.

За предоставление государственной услуги по истребованию личных документов с территории иностранного государства взимается государственная пошлина (пункт 24 Административного регламента).

Государственная пошлина уплачивается за истребование документов с территории иностранных государств – 350 рублей за каждый документ (подпункт 52 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации).

Представляем реквизиты банковского счета Минюста России:

получатель: Межрегиональное операционное УФК (Министерство юстиции Российской Федерации);

номер лицевого счета: 04951003180;

юридический адрес: 119049, Москва, ул. Житная, д. 14, стр. 1;

почтовый адрес: 119049, Москва, ул. Житная, д. 14, стр. 1;

тел. (495) 677-06-09,  677-06-12;

наименование банка: Операционный департамент Банка России г. Москва 701;

расчетный счет: 40101810500000001901;

БИК:044501002;

ИНН: 7707211418;

КПП: 770601001;

ОГРН: 1037739668834;

ОКПО: 00015616;

ОКОГУ: 13170;

ОКАТО: 45286596000;

ОКТМО: 45384000;

ОКФС: 12;

ОКПОФ: 72;

ОКВЕД: 75.11.11;

КБК 318 1 08 07200 01 0037 110 – государственная пошлина за истребование документов с территории иностранных государств.

Каковы сроки исполнения запросов (поручений) о международной правовой помощи по гражданским (семейным), уголовным делам и заявлений граждан по истребованию личных документов с территории иностранных государств?

Международные договоры не регламентируют сроки исполнения запросов и согласно сложившейся практике, с учетом почтовой пересылки, составляют                        до 6 месяцев в государствах–участниках СНГ и 6 – 12 месяцев в государствах дальнего зарубежья. В случае длительного отсутствия ответа на территорию иностранного государства направляется напоминание.

Какова процедура передачи осужденного лица в государство его гражданства для отбывания наказания в виде лишения свободы?

Взаимодействие Минюста России с компетентными органами иностранных государств в сфере передачи лиц, осужденных к лишению свободы, осуществляется в объеме, установленном международным договором или договоренностями, достигнутыми на основе международного принципа взаимности, законодательством Российской Федерации, а также с учетом сделанных оговорок и заявлений Российской Федерации к международным договорам.

Передача лица, осужденного к лишению свободы в Российской Федерации, для отбывания наказания в государстве его гражданства.

Поступившее в Минюст России обращение лица, осужденного к лишению свободы в Российской Федерации (его представителя, адвоката, либо близкого родственника, если это предусмотрено международным договором), о передаче для отбывания наказания в государство своего гражданства (или постоянного проживания при рассмотрении вопроса передачи лица без гражданства, если это предусмотрено международным договором) либо соответствующий запрос компетентного органа иностранного государства проверяются на соответствие действующему международному договору, договоренностям, достигнутым на основе международного принципа взаимности, а также уголовно-процессуальному и другому законодательству Российской Федерации и направляются во ФСИН России с поручением представить материалы в отношении осужденного, необходимые для рассмотрения вопроса по существу.

Представленные ФСИН России материалы после их проверки в Минюсте России направляются компетентному органу иностранного государства для рассмотрения и принятия решения относительно исполнения на территории иностранного государства приговора российского суда в отношении лица, осужденного к лишению свободы.

Поступившие в Минюст России решение суда иностранного государства либо иного компетентного органа относительно исполнения на территории данного государства приговора российского суда и запрошенные Минюстом России другие документы по данному вопросу направляются во ФСИН России с предложением внести в компетентный российский суд представление в порядке статьи 470 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК) о передаче лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государство его гражданства.

ФСИН России поступившие из Минюста России документы направляет в компетентный суд Российской Федерации для рассмотрения в соответствии с положениями статей 396, 397, 399 и 471 УПК и обеспечивает участие представителя ФСИН России или его территориального органа или учреждения, исполняющего наказание, в судебном заседании.

Поступившая в Минюст России заверенная копия решения российского суда (со сведениями о вступлении его в законную силу) о согласии на передачу лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государство его гражданства направляется компетентному органу иностранного государства с предложением дать поручение соответствующему органу данного государства, уполномоченному в сфере исполнения наказаний (правоохранительному органу), согласовать со ФСИН России время, место и порядок фактической передачи лица, осужденного к лишению свободы.

Фактическая передача лица, осужденного к лишению свободы, в государство его гражданства осуществляется в порядке и сроки, согласованные ФСИН России и компетентным органом иностранного государства в сфере исполнения наказаний (правоохранительным органом).

В случае вынесения российским судом решения об отказе в передаче осужденного его обжалование осуществляется в соответствии с нормами УПК.

Передача лица, осужденного к лишению свободы в иностранном государстве, для отбывания наказания в Российскую Федерацию.

Поступившее в Минюст России обращение осужденного к лишению свободы судом иностранного государства российского гражданина (или его законного представителя, адвоката, близкого родственника, если это предусмотрено соответствующим международным договором) о передаче для отбывания наказания в Российской Федерации либо соответствующий запрос компетентного органа иностранного государства проверяются на соответствие действующему международному договору, договоренностям, достигнутым на основе международного принципа взаимности, а также уголовно-процессуальному и другому законодательству Российской Федерации.

При необходимости Минюст России направляет в МВД России
(или МИД России, если имеется информация об оформлении осужденным гражданства Российской Федерации в дипломатическом учреждении МИД России, расположенном на территории иностранного государства) запрос о проведении проверки наличия у осужденного гражданства Российской Федерации, а также факта его постоянного проживания на территории России (при рассмотрении вопроса передачи лица без гражданства в соответствии с международным договором).

По результатам проведенной проверки с учетом информации, предоставленной МВД России (или МИД России) относительно гражданства осужденного, в адрес компетентного органа иностранного государства направляется запрос о предоставлении документов, необходимых для рассмотрения российским судом вопроса о признании и исполнении на территории Российской Федерации приговора иностранного суда в отношении данного лица.

Поступившие на запрос Минюста России документы после их проверки направляются во ФСИН России с поручением внести в компетентный российский суд представление в порядке статьи 470 УПК о признании и исполнении на территории России приговора иностранного суда в отношении российского гражданина.

Заверенная копия решения российского суда (со сведениями о вступлении его в законную силу) о признании и исполнении на территории Российской Федерации приговора иностранного суда в отношении лица, осужденного к лишению свободы, и передаче его для отбывания наказания в Россию направляется Минюстом России компетентному органу иностранного государства для принятия окончательного решения по вопросу передачи, с одновременным предложением дать поручение соответствующему органу данного государства, уполномоченному в сфере исполнения наказаний (правоохранительному органу), согласовать со ФСИН России время, место и порядок фактической передачи лица, осужденного к лишению свободы.

Фактическая передача лица, осужденного к лишению свободы, в Российскую Федерацию осуществляется в порядке и сроки, согласованные ФСИН России и компетентным органом иностранного государства в сфере исполнения наказаний (правоохранительным органом).

В чем отличие между удостоверением подлинности подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств (консульская легализация), и апостилем?

Апостиль проставляется на документы для предъявления в государствах – участниках Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, от 05.10.1961 (Гаагская конвенция).

Консульская легализация применяется для стран, не являющихся участниками Гаагской конвенции, и состоит из нескольких этапов: нотариальное удостоверение копии документа, заверение в Минюсте России, Консульском департаменте МИДа России и в посольстве принимающего государства.

        Если между Российской Федерацией и государством предъявления документа заключен договор, отменяющий требование любого вида легализации документов, то не требуется ни проставление апостиля, ни консульская легализация.

Каков размер пошлины за предоставление государственной услуги по консульской легализации и проставлению апостиля?

За предоставление государственной услуги по консульской легализации в Минюсте России оплата государственной пошлины не предусмотрена.

Государственная пошлина уплачивается за проставление апостиля – 2500 рублей за каждый документ (подпункт 48 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации).

Какой срок оказания государственных услуг по консульской легализации и проставлению апостиля?

Срок предоставления государственной услуги по консульской легализации не должен превышать 5 рабочих дней со дня представления документов.

Государственная услуга по проставлению апостиля предоставляется в течение 3 рабочих дней со дня поступления от заявителя официальных документов.

Срок предоставления государственных услуг может быть продлен
до 30 рабочих дней со дня поступления от заявителя официальных документов в случае необходимости истребования образца подписи, оттиска печати/штампа и информации о полномочиях должностного лица, подписавшего официальный документ.

Возможно ли проставление апостиля на документах, выданных на территории бывших союзных советских социалистических республик?

Да.Минюст России и его территориальные органы проставляют апостиль на копиях официальных документов, верность которых засвидетельствована нотариусами Российской Федерации или лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия в соответствии  с законодательством Российской Федерации, при условии, что эти документы выдавались на территориях бывших союзных советских республик до 1 января 1992 г.

Для проставления апостиля на оригиналах таких документов необходимо обратиться в компетентные органы государства, на территории которого документы были выданы. 

Какой орган проставляет апостиль на оригиналах документах?

Проставление апостиля осуществляется (пункт 6 Перечня компетентных органов, уполномоченных на проставление апостиля в Российской Федерации на официальных документах в соответствии с установленной сферой деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. № 479):

1. Министерством внутренних дел Российской Федерации – на выданных органами внутренних дел Российской Федерации справках о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, архивных документах (архивные справки, выписки или копии документов) и справках о реабилитации.

2. Министерством обороны Российской Федерации – на официальных архивных документах о военной службе (работе) в Вооруженных Силах Российской Федерации, Вооруженных Силах Союза ССР и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, выдаваемых в Российской Федерации.

3. Генеральной прокуратурой Российской Федерации – на документах, выданных органами прокуратуры, документах, направляемых в иностранные государства в рамках международных договоров Российской Федерации и на основе принципа взаимности.

4. Федеральным архивным агентством – на архивных справках, архивных выписках и архивных копиях, подготовленных федеральными органами государственной власти (кроме тех, кому такое право предоставлено нормативными правовыми актами) и федеральными государственными архивами.

5. Уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела – на архивных справках, архивных выписках и архивных копиях, подготовленных государственными, муниципальными архивами и иными органами и организациями, расположенными на территории данного субъекта Российской Федерации (кроме тех, кому такое право предоставлено нормативными правовыми актами).

6. Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния, – на официальных документах, выданных компетентными органами в подтверждение фактов государственной регистрации актов гражданского состояния или их отсутствия.

7. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации по подтверждению документов об образовании и (или) о квалификации
и документов об ученых степенях, ученых званиях – на документах об образовании и (или) о квалификации и на документах об ученых степенях, ученых званиях.

8. Министерством юстиции Российской Федерации – на официальных документах, выданных федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти; федеральными судами, конституционными (уставными) судами и мировыми судьями субъектов Российской Федерации; органами прокуратуры Российской Федерации; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; организациями, осуществляющими образовательную деятельность; органами местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления; государственными и муниципальными учреждениями, а также на документах, проставление апостиля на которых не относится к полномочиям компетентных органов, указанных в пунктах  17 настоящего перечня.

Для проставления апостиля на нотариально удостоверенных копиях документов необходимо обратиться в территориальный орган Минюста России по месту совершения нотариального действия.

25 октября 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).