Вы здесь

2017 год

Информация по реализации территориальными органами Минюста России

контрольных функций в сфере нотариата в 2017 году

 

Во исполнение приказа Минюста России от 05.05.2015 № 97 «Об утверждении перечня вопросов в целях мониторинга реализации территориальными органами Минюста России контрольных функций в сфере нотариата» Минюстом России проведен мониторинг реализации в 2017 году территориальными органами Минюста России (далее – территориальные органы) контрольных функций в сфере нотариата.

Контрольно-надзорные полномочия территориальных органов  определены Положением о Главном управлении по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 03.03.2014 № 25, и Положением об Управлении по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26.

В соответствии со статьей 9 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-I (далее – Основы) контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, − в порядке, определяемом Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Согласно представленной информации, территориальными органами совместно с нотариальными палатами субъектов Российской Федерации в 2017 году проведено 1852проверки исполнения нотариусами Правил нотариального делопроизводства, утвержденных приказом Минюста России от 16.04.2014 № 78, в том числе плановых – 1767, внеплановых – 30, повторных − 68.

Должностные лица местного самоуправления в случае, если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, имеют право совершать нотариальные действия для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах.

Контроль за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления возложен Основами на территориальные органы.

Согласно статье 33.1 Основ территориальные органы на основании информации о наличии нарушения законодательства Российской Федерации о нотариальной деятельности в действиях (бездействии) глав местной администрации поселения и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления поселения или глав местной администрации муниципального района и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления муниципального района  проводят проверку в порядке, установленном приказом Минюста России от 22.01.2016 № 13 (далее – Порядок).

В соответствии с Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений, главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов, утвержденной приказом Минюста России от 06.06.2017 № 97, сведения о должностных лицах местного самоуправления направляются органом, в котором они работают, в территориальный орган Минюста России для учета в порядке и по форме, утвержденной приказом Минюста России от 30.12.2015 № 324.

В целях информирования граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, о возложении обязанностей по совершению нотариальных действий на одно или нескольких должностных лиц местного самоуправления и возможности получения нотариальных услуг указанные сведения подлежат размещению на официальном сайте соответствующего территориального органа Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновляются при представлении информации об их изменении не позднее пяти рабочих дней со дня ее получения.

Наряду с этим имеют место случаи, когда отсутствует реакция должностных лиц местного самоуправления на соответствующие запросы территориальных органов Минюста России.

В данной ситуации полагаем необходимым направлять в органы, в которых они работают, письма о возможном применении  мер по привлечению к административной ответственности в соответствии со статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а при отсутствии реагирования реализовать указанное предупреждение путем обращения в прокуратуру субъекта Российской Федерации.

Территориальными органами в 2017 году проведено 116 проверок в отношении глав местных администраций поселений и специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления поселений, глав местных администраций муниципальных районов или специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления муниципальных районов по совершению ими нотариальных действий, в результате которых выявлено 239 нарушений, которые в большинстве случаев связаны с нарушением правил нотариального делопроизводства и несоблюдением законодательства Российской Федерации при совершении нотариальных действий.

По результатам проведенных проверок вынесено 76 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации, 7представлений о прекращении полномочий должностного лица местного самоуправления по совершению нотариальных действий, направлено 32 рекомендаций по улучшению деятельности, связанной с совершением нотариальных действий.

Вместе с тем при согласовании внеплановых проверок должностных лиц органов местного самоуправления, имеющих право совершать нотариальные действия, территориальные органы продолжают сталкиваться с отказами органов прокуратуры субъектов Российской Федерации при согласовании указанных проверок.

Минюст России в связи с отказами прокуратуры Брянской области, а также Хабаровского и Камчатского краев в согласовании внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации должностными лицами местного самоуправления, наделенных полномочиями по совершению нотариальных действий, обращался в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с просьбой оказать содействие в реализации территориальными органами предоставленных законом контрольных функций.

В связи с этим Генеральной прокуратурой Российской Федерации письмами  от 25.05.2017 № 76/2-214-2016 и от 13.12.2017 № 76/2-214-2016 Минюст России был уведомлен, что прокурорам указанных субъектов Российской Федерации поручено вернуться к рассмотрению вопроса о согласовании внеплановых проверок при поступлении соответствующего заявления территориального  органа.

В случае выявления нарушений при совершении нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления территориальным органам рекомендуется обращаться в соответствующие органы прокуратуры субъекта Российской Федерации для принятия мер прокурорского реагирования.

В соответствии с пунктом 26 Положения о квалификационной комиссии, утвержденного приказом Минюста России от 29 июня 2015 г.  № 150 (далее – Положение), в 2017 году территориальными органами впервые проводился квалификационный экзамен с использованием автоматизированной информационной системы «Квалификационный экзамен», обеспечивающей автоматизированную анонимную проверку результатов сдачи квалификационного экзамена (далее – квалификационный экзамен).

Квалификационный экзамен проводился территориальными органами в 2017 году два раза – в июле и октябре. Всего проведено 90 квалификационных экзаменов,  на участие в экзаменах было подано 473 заявления от лиц, желающих заниматься нотариальной деятельностью. Успешно выдержан экзамен претендентами в количестве 191 человека.

Квалификационный экзамен не проводился в 24 территориальных органах в связи с отсутствием лиц, желающих сдать квалификационный экзамен.

При проведении экзамена в 13 территориальных органах имели место технические сбои автоматизированной системы.

В целях организации проведения квалификационного экзамена в апреле 2018 года Минюстом России направлен в территориальные органы план-график его проведения, согласованный с Фондом «Центр инноваций и информационных технологий» Федеральной нотариальной палаты (письмо Минюста России от 09.02.2018 № 12-18521/18).

Учитывая изложенное, при реализации контрольно-надзорных функций в сфере нотариата территориальным органам следует:

1) информировать Минюст России о сбоях и возникновении внештатных ситуаций в работе автоматизированной информационной системы «Квалификационный экзамен» при проведении квалификационных экзаменов;

2) по результатам проверки исполнения нотариусами Правил нотариального делопроизводства при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9.2  Кодекса профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации, утвержденного статс-секретарем − заместителем Министра юстиции Российской Федерации Ю.С. Любимовым 19.01.2016, отражать в справке необходимость рассмотрения вопроса о привлечении их к дисциплинарной ответственности;

3) принимать участие в рассмотрении дисциплинарных дел, возбужденных нотариальными палатами в отношении нотариусов;

4) незамедлительно информировать Минюст России об отказе органов прокуратуры субъектов Российской Федерации в согласовании проведения проверки деятельности должностных лиц органов местного самоуправления, имеющих право совершать нотариальные действия;

5) не реже одного раза в год направлять в муниципальные образования, где отсутствует нотариус, напоминание о необходимости своевременного представления сведений о лицах, наделенных полномочиями по совершению нотариальных действий;

6) принимать участие в повышении квалификации должностных лиц органов местного самоуправления.

06 марта 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).