Вы здесь

Мониторинг в сфере оказания бесплатной юридической помощи за 2018 год

           

1. Общая информация

 

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 324-ФЗ) и подпунктами 30.32 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», одним из полномочий Минюста России является проведение мониторинга деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, государственных юридических бюро, адвокатских палат субъектов Российской Федерации и негосударственных центров бесплатной юридической помощи по оказанию гражданам бесплатной юридической помощи (далее – мониторинг).

Проведение мониторинга осуществляют территориальные органы Минюста России в соответствии с установленной структурой информации по представлению результатов мониторинга (протокол Правительственной комиссии по вопросам реализации Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» от 17 декабря 2014 г. № 4 и письмо Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Минюста России от 24 февраля 2015 г. № 12-20315/15). Территориальными органами Минюста России в срок до 25 января 2019 г. представлена информация о деятельности в сфере бесплатной юридической помощи на территории субъекта Российской Федерации за 2018 г.

Информация подготовлена также на основании сведений, представленных территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами управления государственных внебюджетных фондов, органами местного самоуправления, государственными юридическими бюро, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации, негосударственными центрами бесплатной юридической помощи.

 

2. Реализация полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, предусмотренных статьей 12 Федерального закона № 324-ФЗ

 

В большинстве регионов Российской Федерации органами государственной власти субъектов Российской Федерации первоочередные меры по реализации Федерального закона приняты в 2012 – 2013 годах.

По состоянию на конец 2018 г. во всех регионах приняты законодательные акты, регулирующие вопросы оказания бесплатной юридической помощи, определен орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью, установлена его компетенция.

В связи с вхождением в марте 2014 г. полуострова Крым в состав Российской Федерации органами государственной власти Республики Крым были оперативно подготовлены все необходимые нормативные правовые акты по регулированию вопросов оказания бесплатной юридической помощи. При этом большинство нормативных правовых актов вступили в силу еще в конце 2014 года.

В 2018 г. Законодательным Собранием города Севастополя принят основополагающий нормативный правовой акт в сфере обеспечения граждан, проживающих на территории города Севастополя, бесплатной юридической помощью, работа над которым в регионе продолжалась в течение 4-х лет (Закон города Севастополя от 6 августа 2018 г. № 437-ЗС «О бесплатной юридической помощи в городе Севастополе»). Во втором полугодии 2018 г. органам государственной власти города Севастополя приняты подзаконные нормативные правовые акты, направленные на реализацию Закона города Севастополя от 6 августа 2018 г. № 437-ЗС «О бесплатной юридической помощи в городе Севастополе», что позволяет организовать оказание бесплатной юридической помощи в регионе с 2019 г.

Одним из полномочий субъектов Российской Федерации в сфере нормотворчества является установление дополнительных гарантий реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи, в том числе расширение перечня категорий граждан, имеющих право на ее получение, перечня случаев оказания бесплатной юридической помощи, определение порядка принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и обеспечение исполнения соответствующих решений. Данные полномочия в большинстве субъектов Российской Федерации являются средством повышения социальной защищенности граждан, проживающих на данных территориях, поскольку Федеральным законом № 324-ФЗ установлены минимальные гарантии в сфере обеспечения граждан бесплатной юридической помощью.

За 2018 г. число регионов, в которых установлены дополнительные гарантии реализации права граждан на получение бесплатной юридической помощи, увеличилось с 74 до 78 субъектов Российской Федерации (Закон Тамбовской области от 28 апреля 2018 г. № 236-З «О внесении изменений в Закон Тамбовской области «Об организации оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан в Тамбовской области», Закон города Севастополя от 6 августа 2018 г. № 437-ЗС «О бесплатной юридической помощи в городе Севастополе», Закон Белгородской области от 3 декабря 2018 г. № 322 «О внесении изменений в статью 2 Закона Белгородской области от 7 июня 2011 г. № 39 «Об оказании юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно на территории Белгородской области», Закон Республики Коми от 25 декабря 2018 г. № 129-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Коми от 27 февраля 2012 г. № 9-РЗ «О вопросах обеспечения граждан бесплатной юридической помощью в Республике Коми» (таблица № 1).

Также имеются регионы, расширившие перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, дополнительно к уже установленным региональными законодательными актами (в первом полугодии 2018 года – Республика Чувашия, Архангельская, Волгоградская, Кировская, Пензенская, Новосибирская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Еврейская автономная область, город Санкт-Петербург; во втором полугодии 2018 г. – Республика Карелия, Иркутская, Магаданская, Самарская, Саратовская, Новгородская области, Краснодарский, Красноярский, Хабаровский края, город Санкт-Петербург). При принятии соответствующих решений в первую очередь учитываются вопросы, имеющие особую социальную значимость, например, в отношении:

- граждан-участников строительства многоквартирного дома, перед которыми недобросовестным застройщиком не исполнены обязательства по завершению строительства и (или) передаче жилого помещения в собственность по договору участия в строительстве (Архангельская, Кировская, Пензенская, Новосибирская, Саратовская области, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, город Санкт-Петербург, Хабаровский край);

- родителей (законных представителей), имеющих детей в возрасте до трех лет, по вопросам, связанным с нарушением их прав и законных интересов, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации; ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних детей в возрасте до восемнадцати лет, а также их законных представителей, по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (Пензенская область); родителей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей (Новгородская область, Красноярский край);

- беременных женщин, женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам, граждан, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, одиноких родителей, воспитывающих ребенка в возрасте до четырнадцати лет (ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет); инвалидов III группы с нарушениями функций одновременно слуха и зрения, инвалидов III группы с нарушениями функций одновременно слуха и речи; бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны (Республика Чувашия);

- граждан, состоящих или состоявших ранее в трудовых отношениях с физическими или юридическими лицами, в отношении которых в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» введена процедура, применяемая в делах о банкротстве, если работники обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с выплатой им выходных пособий и (или) с оплатой их труда работодателями-банкротами (Волгоградская область);

- членов семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний, сотрудников Росгвардии, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (Еврейская автономная область);

- лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в течение шести месяцев после даты их освобождения; граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Республика Карелия);

- граждан, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с реализацией и защитой своих наследственных прав, возникших по причине гибели (смерти) супруги (супруга), родителей, детей в результате чрезвычайной ситуации (город Санкт-Петербург).

Особо следует отметить решения органов государственной власти Самарской, Иркутской, Магаданской областей и Краснодарского края по установлению возможности получения бесплатной юридической помощи для граждан в связи с проведением пенсионной реформы в отношении:

- лиц, которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2027 г. достигнут возраста 60 лет и более (мужчины), 55 лет и более (женщины), которым не установлена пенсия (Самарская область);

- граждан, достигших возраста 60 лет (мужчин), 55 лет (женщин), а также граждан, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с законодательством по состоянию на 31 декабря 2018 г. (Иркутская область);

- неработающих пенсионеров, получающих страховую пенсию по старости в случаях, не связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве (с 1 января 2019 г. – неработающие граждане, достигшие возраста 50 лет (женщины) и 55 лет (мужчины) – в случаях, не связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве) (Магаданская область);

- неработающих граждан, достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и являющихся инвалидами III группы (Краснодарский край).

Также одним из важных вопросов организации оказания бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации является определение основных участников государственной системы бесплатной юридической помощи, т.е. принятие решения о создании государственного юридического бюро и (или) привлечении адвокатов.

В 60 субъектах Российской Федерации основными участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются только адвокаты, в 8 субъектах Российской Федерации – только государственные юридические бюро. В 17 субъектах Российской Федерации задействованы и государственные юридические бюро и адвокаты (таблица № 2).

При организации деятельности государственных юридических бюро в субъектах Российской Федерации используются различные подходы в зависимости от территориальных (штатная численность работников) и социально-экономических (финансирование деятельности) особенностей регионов (таблица № 3).

Ряд созданных государственных юридических бюро начали свою деятельность в 2013 г. – это учреждения в Республике Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республике, Пермском крае, Хабаровском крае, Тамбовской области, в 2014 году – в Республике Башкортостан, в 2015 г. – в Краснодарском крае. В 2016 – 2017 годах  государственные юридические бюро не создавались. В 2018 г. создано государственное юридическое бюро в Республике Коми.

Минимальная штатная численность работников государственных юридических бюро по состоянию на 31 декабря 2018 г. составляет 5 штатных единиц (Республика Коми), максимальная – 67 штатных единиц (Ульяновская область).

Сопоставляя такие показатели деятельности государственных юридических бюро, как количество работников и количество случаев оказания бесплатной юридической помощи, можно сделать вывод об активной работе государственных юридических бюро Пензенской, Тамбовской, Иркутской, Волгоградской, Самарской, Ульяновской областей. Низкие показатели по оказанию бесплатной юридической помощи демонстрируют государственные юридические бюро Московской, Оренбургской областей, Чеченской Республики.

Необходимо отметить, что на территории Российской Федерации наряду с государственными юридическими бюро функционируют иные организации, выполняющие часть функций государственных юридических бюро. С 2017 г. в Чувашской Республике функция государственного юридического бюро возложена на иное региональное казенное учреждение (таблица № 3). Так, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 декабря 2016 г. № 542 «О дополнительных мерах по реализации Закона Чувашской Республики «О бесплатной юридической помощи в Чувашской Республике» за казенным учреждением Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики закреплены отдельные функции государственного юридического бюро по оказанию бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в виде:

- правового консультирования в устной и письменной форме;

- составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера (за исключением составления исковых заявлений, административных исковых заявлений, заявлений и жалоб в суд общей юрисдикции, апелляционных, кассационных, надзорных жалоб);

- представления интересов граждан Российской Федерации в государственных и муниципальных органах, организациях (за исключением судов).

Полагаем, что Федеральный закон № 324-ФЗ предусматривает оказание бесплатной юридической помощи в государственной системе бесплатной юридической помощи непосредственно государственным юридическим бюро, созданным в форме казенного учреждения субъекта Российской Федерации. В связи с этим требуется приведение в соответствие с частью 4 статьи 17 Федерального закона № 324-ФЗ наименования и функций по оказанию бесплатной юридической помощи указанного регионального казенного учреждения.

Вместе с тем согласно письму Кабинета Министров Чувашской Республики от 9 июля 2018 г. № 02/06-1156 создание государственного юридического бюро в соответствии с Федеральным законом № 324-ФЗ либо принятие решения о переименовании казенного учреждения Чувашской Республики «Центр предоставления мер социальной поддержки» Минтруда Чувашии является нецелесообразным.

Положениями Федерального закона № 324-ФЗ предусмотрено оказание бесплатной юридической помощи адвокатами в рамках государственной системы на добровольной основе.

В целом по России наблюдается тенденция внедрения механизма оказания бесплатной юридической помощи с участием адвокатов. В то же время имеются регионы, где адвокаты определены основными участниками государственной системы бесплатной юридической помощи. При этом помощь ими гражданам в 2018 г. оказана в незначительном числе случаев (Брянская (15), Кемеровская (31) и Курганская (37) области, Республика Хакасия (32)).

В ряде регионов в 2018 г. адвокатам не оплачена оказанная гражданам бесплатная юридическая помощь (Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Тульская, Кемеровская, Сахалинская, Брянская области). Как правило, причиной этого являлось отсутствие обращений адвокатов в уполномоченный орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в связи со сложностью порядка представления соответствующей отчетности и низкими размерами оплаты труда.

В Республике Северная Осетия – Алания в 2018 г. отсутствовал список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, и не заключено соглашение между Министерством труда и социального развития Республики Северная Осетия – Алания и Адвокатской палатой Республики Северная Осетия – Алания об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи. В связи с этим гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Республики Северная Осетия – Алания, не может быть оказана бесплатная юридическая помощь в полном объеме в соответствии с Федеральным законом № 324-ФЗ. Такая ситуация сложилась из-за задолженности бюджета Республики Северная Осетия – Алания по оплате труда адвокатов за оказанную бесплатную юридическую помощь с 2015 г. в сумме 3 561 000 руб. В связи с обращением Минюста России в Правительство Республики Северная Осетия – Алания Министерством труда и социального развития Республики Северная Осетия – Алания была погашена часть задолженности Адвокатской палате Северная Осетия – Алания за оказанную гражданам бесплатную юридическую помощь в сумме 1 000 000 руб. Правительством Республики Северная Осетия – Алания сообщено, что Законом Республики Северная Осетия – Алания от 26 декабря 2018 г. № 99-РЗ «О республиканском бюджете Республики Северная Осетия – Алания на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрены денежные средства на погашение кредиторской задолженности в размере 2 561 000 руб. и дальнейшую реализацию Федерального закона № 324-ФЗ. Полагаем, что необходимо принятие оперативных управленческих решений со стороны высших органов исполнительной власти Республики Северная Осетия – Алания по урегулированию вопроса обеспечения граждан бесплатной юридической помощью.

К субъектам Российской Федерации, в которых организация оказания бесплатной юридической помощи с участием адвокатов на протяжении нескольких лет осуществляется на высоком уровне, относятся: Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ростовская область, Нижегородская область, Мурманская область, Челябинская область. В 2018 г. достаточно высоких показателей по организации работы адвокатов в государственной системе бесплатной юридической помощи достигли Забайкальский, Красноярский, Ставропольский края, Удмуртская Республика, Саратовская область (таблица № 4).

Финансирование расходов, связанных с созданием и деятельностью государственных юридических бюро и (или) оплатой труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, и компенсация расходов на оказание такой помощи являются расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

По данным мониторинга, финансирование деятельности государственных юридических бюро в субъектах Российской Федерации, где принято решение об их создании или продолжении деятельности, урегулировано в полном объеме. Минимальный объем бюджетных ассигнований на финансирование деятельности государственных юридических бюро составляет 2 114 560 руб. (Республика Коми). Максимальный объем финансирования деятельности бюро (34 693 000 руб.) предусмотрен в Ямало-Ненецком автономном округе.

Информация о выделении бюджетных ассигнований на финансирование деятельности адвокатов в государственной системе бесплатной юридической помощи в регионах, где не действуют государственные юридические бюро, отсутствует по Сахалинской области. Денежные средства в бюджете данной области не предусмотрены по причине отсутствия обращений адвокатов за оплатой оказанной гражданам бесплатной юридической помощи. По информации территориальных органов Минюста России, адвокаты не обращаются за оплатой такой помощи в связи со сложностью оформления подтверждающих документов.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 324-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты, устанавливающие дополнительные гарантии права граждан на получение бесплатной юридической помощи, участвовать в создании муниципальных юридических бюро и оказывать гражданам все виды бесплатной юридической помощи, предусмотренные статьей 6 Федерального закона № 324-ФЗ. Также они в установленном порядке могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью.

Органы местного самоуправления активно приступили к реализации предусмотренных Федеральным законом № 324-ФЗ полномочий. Согласно данным мониторинга в 57 субъектах Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют оказание бесплатной юридической помощи, в том числе в виде представления интересов гражданина в судах и иных органах.

Большинство органов местного самоуправления демонстрируют высокие показатели по количеству случаев оказанной бесплатной юридической помощи гражданам, в том числе по таким видам бесплатной юридической помощи, как составление документов правового характера и представление интересов в судах и иных органах.

Также органы местного самоуправления активно продолжают реализовывать полномочия по созданию муниципальных юридических бюро. В г. Краснодаре с 2012 г. действует муниципальное юридическое бюро, штатная численность которого составляет 17 человек, а объем финансирования на 2018 г. составляет 11 904 800 руб.. Решением городской Думы г. Краснодара от 17 декабря 2013 г. № 56 «О дополнительных гарантиях права граждан на получение бесплатной юридической помощи» установлены дополнительные гарантии права граждан на получение бесплатной юридической помощи на территории муниципального образования г. Краснодара, оказываемой муниципальным казенным учреждением муниципального образования г. Краснодаре «Муниципальное юридическое бюро».

В г. Королеве Московской области с 2015 г. действует муниципальное казенное учреждение «Муниципальное юридическое бюро городского округа Королев», штатная численность которого составляет 15 единиц, объем финансирования на 2018 г. – 9 029 500 руб.

Практика установления дополнительных гарантий прав граждан на получение бесплатной юридической помощи также имеется в иных муниципальных образованиях. Кроме того, органами местного самоуправлениям принимаются решения, направленные на повышение правовой грамотности и правосознания граждан.

Законодательными актами органов государственной власти Республики Татарстан, Тульской области, Вологодской области и Сахалинской области органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями по оказанию бесплатной юридической помощи.

 

3. Развитие негосударственной системы бесплатной юридической помощи

 

Одним из полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации является содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и обеспечение ее поддержки.

Список негосударственных центров бесплатной юридической помощи размещен на официальном сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с приказом Минюста России от 1 марта 2013 г. № 24 «Об утверждении Порядка ведения списка негосударственных центров бесплатной юридической помощи и его размещения на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». По состоянию на 31 декабря 2018 г. в списке имеются данные о 230 негосударственных центрах бесплатной юридической помощи.

Наибольшее количество негосударственных центров бесплатной юридической помощи создано в Вологодской области (26 центров), Ставропольском крае (22 центра), Приморском крае (18 центров), Магаданской области (12 центров), Астраханской области (14 центров), Тамбовской области (8 центров), Республике Калмыкия (8 центров). В 32 регионах России негосударственные центры бесплатной юридической помощи не создавались.

Согласно данным мониторинга в 35 субъектах Российской Федерации приняты решения, направленные на развитие негосударственной системы бесплатной юридической помощи и обеспечение ее поддержки (таблица № 5). Таким решениями, в частности, являются: регулирование порядка выделения субсидий на реализацию социально значимых проектов в сфере бесплатной юридической помощи и правового просвещения, реализация государственных программ по развитию институтов гражданского общества.

В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы и иные нормативные правовые акты, регулирующие порядок государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, в том числе оказывающих бесплатную юридическую помощь.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона № 324-ФЗ органы местного самоуправления могут оказывать содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи. Однако только в 9 субъектах Российской Федерации органами местного самоуправления обеспечена реализация данных полномочий: приняты программы развития, в которых предусмотрены меры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, имеются решения по выделению помещений для негосударственных центров бесплатной юридической помощи.

 

14 марта 2019 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).