Вы здесь

Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых общественными объединениями в документах, представляемых для государственной регистрации

Среди наиболее распространенных нарушений, допускаемых общественными объединениями в документах, представляемых для государственной регистрации, можно выделить следующие:

1. В соответствии с пунктом 2 статьи 123.6 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) участник (член) общественной организации по своему усмотрению в любое время вправе выйти из организации, в которой он участвует.

В ряде случаев, уставами общественных организаций предусмотрен выход из состава членов организации только после принятия соответствующего решения на заседании ее руководящего органа, что противоречит требованиям пункта 2 статьи 123.6 ГК РФ.

2. Согласно пункту 4 статьи 65.3 ГК РФ в корпорации может быть образован в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другим законом или уставом корпорации, коллегиальный орган управления, контролирующий деятельность исполнительных органов корпорации и выполняющий иные функции, возложенные на него законом или уставом корпорации.

В нарушение вышеуказанной нормы закона единоличный исполнительный орган корпорации (общественной организации, общественного движения) нередко наделяется ее уставом руководящими полномочиями в отношении коллегиального постоянно действующего руководящего органа.

3. В нарушение пункта 1 статьи 54 ГК РФ, статьи 28 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон № 82-ФЗ) в наименовании общественных объединений не указывается характер их деятельности.

4. Зачастую в уставах общественных объединений не указывается предмет их деятельности, что противоречит положениям пункта 4 статьи 52 ГК РФ.

5. Согласно пункту 2 статьи 123.5 ГК РФ устав общественной организации должен содержать, помимо иных сведений, сведения о порядке принятия решений ее органами.

Вместе с тем, уставы ряда общественных организаций вышеуказанных сведений не содержат. Например, в уставах не указывается порядок принятия решений контрольно-ревизионными органами как самой общественной организации, так и ее отделений.

6. В нарушение пункта 2 статьи 65.3 ГК РФ, пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ), которыми образование органов общественной организации отнесено к исключительной компетенции высшего органа управления, уставы некоторых общественных организаций (общественных движений) предусматривают возможность введения в состав постоянно действующего руководящего органа нового члена взамен выбывшего по решению самого постоянно действующего руководящего органа.

7. В нарушение статьи 15 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Закон № 329-ФЗ) уставы общественных организаций, являющихся общероссийскими спортивными федерациями, не содержат положений о мерах по осуществлению специальной подготовки контролеров-распорядителей; о порядке утверждения критериев отбора спортсменов для включения их в состав спортивной сборной команды, формируемой общероссийской спортивной федерацией; о порядке утверждения периодичности проведения общероссийской спортивной федерацией официальных спортивных мероприятий; о порядке уплаты вступительных и членских взносов.

8. Уставы физкультурно-спортивных организаций, не имеющих государственной аккредитации по соответствующему виду спорта, содержат положения, предусмотренные пунктом 1 статьи 16 Закона № 329-ФЗ только для общероссийских спортивных федераций.

9. Согласно пункту 5 статьи 50 ГК РФ некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.

В соответствии с пунктом 3 статьи 50.1 ГК РФ в решении об учреждении юридического лица должны быть указаны, в том числе, сведения о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица.

В нарушение пункта 3 статьи 50.1 ГК РФ в протоколах о создании общественных объединений, уставами которых предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, часто отсутствуют сведения о порядке, размере, способах и сроках образования имущества.

10. В ряде случаев, коды основного и дополнительных видов экономической деятельности, заявляемые общественным объединением для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, не соответствуют его целям и видам деятельности, предусмотренным уставом, что противоречит положениям статьи 24 Закона № 7-ФЗ.

11. На заседаниях высшего органа управления общественной организации присутствуют лица, действующие на основании доверенности, выданной членом общественной организации, что противоречит положениям пункта 3 статьи 123.6 ГК РФ, согласно которому осуществление прав члена общественной организации не может быть передано другому лицу.

12. При оформлении протоколов собраний общественными объединениями допускаются следующие нарушения статьи 181.2 ГК РФ:

не избираются рабочие органы для осуществления подсчета голосов;

не содержатся сведения о лицах, присутствующих на собрании.

18 июня 2019 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).