Вы здесь

Типичные нарушения некоммерческими организациями обязательных требований, выявленных при осуществлении контрольно-надзорных функций Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области

 

Информация

 

О типичных нарушениях некоммерческими организациями обязательных требований, выявленных при осуществлении контрольно-надзорных функций Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области в 2016 году

 

 

 

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В соответствии с указанным Федеральным законом устанавливаются:

 

1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

 

2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;

 

3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;

 

4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

 

Специальными законами (в частности, Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях») урегулированы особенности контрольно-надзорных полномочий Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов  в отношении некоммерческих организаций.

 

В соответствии с планом проведения плановых проверок юридических лиц Управлением на 2016 год в отчетном периоде было запланировано  проведение и проведено 72 проверки.

 

Всего за 2016 год Управлением проведено 73 проверки некоммерческих организаций, из них:

 

- 1 внеплановая проверка в отношении религиозной организации, в связи с истечением срока устранения нарушений, содержащихся в предупреждении, ранее вынесенном Управлением в адрес  религиозной организации.

 

- 72 плановые проверки некоммерческих организаций, из них 64 плановые документарные проверки и 8 плановых выездных проверок, по результатам которых:

 

1) выдано 84 предписания (предупреждения), в том числе 1 по результатам внеплановой документарной проверки,

 

2) в отношении 13 некоммерческих организаций направлены в суды административные исковые заявления;

 

3) в отношении 6 некоммерческих организаций составлено 6 протоколов об административном правонарушении (ст. 19.7; ч. 1 ст. 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);

 

4) по результатам 4 проверок к некоммерческим организациям не применялись меры реагирования (в отношении 2 некоммерческих организаций - в связи с нахождением организаций на момент окончания проведения проверки в стадии ликвидации; в отношении 2 некоммерческих организаций – в связи с отсутствием нарушений в их деятельности).

 

5) в адрес 25 некоммерческих организаций направлены информационные письма с рекомендациями привести в соответствие с действующими нормами гл. 4 ч. 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации свои уставы и в дальнейшем вести деятельность в строгом соответствии с положениями уставов; оформлять протоколы заседаний органов управления организации в соответствии со ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Обязательным предметом проверки деятельности всех некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и религиозных организаций, является проверка наличия в их деятельности признаков экстремисткой деятельности.

 

В ходе проведения контрольных мероприятий в отношении некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений и религиозных организаций,  фактов, свидетельствующих о наличии в деятельности  проверенных организаций признаков экстремисткой деятельности,  не установлено.

 

 К числу наиболее распространенных нарушений обязательных требований со стороны некоммерческих организаций, выявленных в ходе осуществления Управлением контрольно-надзорных функций в отношении некоммерческих организаций, по мнению Управления следует отнести следующие нарушения:

 

1. Несоблюдение некоммерческими организациями требований ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 15 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и уставов некоммерческих организаций при осуществлении деятельности.

 

В соответствии с п. 2. ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

 

В соответствии с ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано, в частности, соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

 

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству Российской Федерации, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах.

 

В соответствии со ст. 8.1. Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются уставом и внутренними установлениями религиозной организации.

 

Компетенция органов управления и исполнительных органов некоммерческих организаций определяется их уставами и законодательством Российской Федерации, в частности:

 

- п. 2 ст. 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации «если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом, к исключительной компетенции высшего органа корпорации относятся:

 

определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества;

 

утверждение и изменение устава корпорации;

 

определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом;

 

образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

 

утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

 

принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации, за исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации;

 

принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

 

избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.»;

 

-  п. 1 ст. 123.7 Гражданского кодекса Российской Федерации: «К исключительной компетенции высшего органа общественной организации наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 настоящего Кодекса, относится также принятие решений о размере и порядке уплаты ее участниками (членами) членских и иных имущественных взносов»;

 

- п.1 ст. 123.10 Гражданского кодекса Российской Федерации: «К исключительной компетенции высшего органа ассоциации (союза) наряду с вопросами, указанными в пункте 2 статьи 65.3 настоящего Кодекса, относится также принятие решений о порядке определения размера и способа уплаты членских взносов, о дополнительных имущественных взносах членов ассоциации (союза) в ее имущество и о размере их субсидиарной ответственности по обязательствам ассоциации (союза), если такая ответственность предусмотрена законом или уставом»;

 

- п. 1 ст. 123.19 Гражданского кодекса Российской Федерации: «к исключительной компетенции высшего коллегиального органа фонда относятся:

 

определение приоритетных направлений деятельности фонда, принципов образования и использования его имущества;

 

образование других органов фонда и досрочное прекращение их полномочий;

 

утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности фонда;

 

принятие решений о создании фондом хозяйственных обществ и (или) об участии в них фонда, за исключением случаев, когда уставом фонда принятие решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов фонда;

 

принятие решений о создании филиалов и (или) об открытии представительств фонда;

 

изменение устава фонда, если эта возможность предусмотрена уставом;

 

одобрение совершаемых фондом сделок в случаях, предусмотренных законом»;

 

 - п. 3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях»: «Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами, к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов:

 

определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

 

изменение устава некоммерческой организации;

 

определение порядка приема в состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации и исключения из состава ее учредителей (участников, членов), за исключением случаев, если такой порядок определен федеральными законами;

 

образование органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

 

утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческой организации, если уставом некоммерческой организации в соответствии с федеральными законами это не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов некоммерческой организации;

 

принятие решений о создании некоммерческой организацией других юридических лиц, об участии некоммерческой организации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств некоммерческой организации;

 

принятие решений о реорганизации и ликвидации некоммерческой организации (за исключением фонда), о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса;

 

утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации.

 

Федеральными законами и уставом некоммерческой организации к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией может быть отнесено решение иных вопросов»

 

При проведении проверок некоммерческих организаций в качестве типичного нарушения обязательных требований Управлением отмечается несоблюдение некоммерческими организациями своих уставов и требований законодательства в части деятельности органов управления некоммерческими организациями,  принятия ими решений в рамках исключительной компетенции высшего органа управления.

 

2. При проведении проверок некоммерческих организаций в качестве типичного нарушения обязательных требований Управлением отмечается несоблюдение некоммерческими организациями требований законодательства в части оформления решений органов управления некоммерческими организация, принимаемых на собраниях (оформление протоколов коллегиальных органов управления).

 

Так, в соответствии со ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации: «1. Решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.

 

Решение собрания может приниматься посредством заочного голосования.

 

2. При наличии в повестке дня собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное не установлено единогласно участниками собрания.

 

3. О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.

 

4. В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны:

 

1) дата, время и место проведения собрания;

 

2) сведения о лицах, принявших участие в собрании;

 

3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

 

4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

 

5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол».

 

При проведении проверок типичным нарушением отмечается отсутствие в некоммерческих организациях распорядительных документов органов управления (протоколов собраний), оформленных в соответствии с указанными выше требованиями.

 

3.   В соответствии с п. 4, п. 5 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации  некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.

 

В соответствии с п. 13 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» «правило п. 5 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) подлежит применению к некоммерческим организациям, создаваемым со дня официального опубликования настоящего Федерального закона. В отношении некоммерческих организаций, созданных до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, правило п. 5 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяется с 1 января 2015 года».

 

Многие некоммерческие организации, проверки которых состоялись в указанном периоде, имеют в своих уставах указание на возможность осуществления  предпринимательской и приносящей доход деятельности для достижения уставных целей, однако в нарушение п. 13 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», п. 5 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации данные некоммерческие организации с 01.01.2015 не сформировали имущество для осуществления приносящей доход деятельности.

 

4. В качестве типичных нарушений обязательных требований Управление также указывает на необходимость некоммерческим организациям, в особенности зарегистрированным в качестве юридического лица до 01.07.2002, проверять сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, на предмет соблюдения организацией требований п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и соблюдать требования ч. 2 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», п. 7 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», п. 9 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», в соответствии с которыми некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.

 

В п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей указано, что в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, следующие сведения и документы о юридическом лице:

 

а) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, фирменное наименование для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в едином государственном реестре юридических лиц указывается также наименование юридического лица на этих языках;

 

в) адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица;

 

в.2) сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения;

 

д) сведения об учредителях (участниках) юридического лица;

 

е) подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица либо сведения о том, что юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного в соответствии с федеральным законом;

 

л) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии;

 

н) сведения о филиалах и представительствах юридического лица;

 

п) коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

 

Дополнительно Управление доводит до сведения некоммерческих организаций следующую информацию.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 19.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие) по воспрепятствованию законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

19 апреля 2016 года

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).