Вы здесь

Доклад «Об осуществлении Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) в сфере деятельности некоммерческих организаций и об эффективности такого контроля (надзора)» 2015 год

Министерство юстиции Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д О К Л А Д 

 

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 

И ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАКОГО 

КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В 2015 ГОДУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение                                                                                                                                       3

I. Состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности   5

II. Организация государственного контроля                                                                                9

III. Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля                                         22

IV. Проведение государственного контроля                                                                                24

V. Действия органов государственного контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений 25

VI. Анализ и оценка эффективности государственного контроля                                               27

VII. Выводы и предложения по результатам государственного контроля                                   29

VIII. Приложения                                                                                                                          34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В соответствии с компетенцией, определенной Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, а также правоприменительные функции 

и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.

Настоящий доклад подготовлен в соответствии с Федеральным законом 

от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц 

и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), Правилами подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности 

и об эффективности такого контроля (надзора), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. № 215.

При описании проведения государственного надзора (контроля) в сфере деятельности некоммерческих организаций, мер по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранения последствий таких нарушений, а также при анализе и оценке эффективности государственного контроля (надзора) в сфере деятельности некоммерческих организаций наряду с данными, содержащимися 

в форме федерального статистического наблюдения № 1-контроль «Сведения 

об осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» за 2015 год, утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики от 21 декабря 2011 г. № 503 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минэкономразвития России федерального статистического наблюдения за осуществлением государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», использованы данные форм федерального статистического наблюдения за 2015 год, утвержденных приказом Минюста России от 29 июня 2015 г. № 162 «Об утверждении форм статистической отчетности Министерства юстиции Российской Федерации о государственной регистрации некоммерческих организаций»:

форма статистической отчетности № 9-1 «Сведения о работе Минюста России в сфере государственной регистрации и контроля за деятельностью общественных объединений»;

форма статистической отчетности № 9-2 «Сведения о работе Минюста России в сфере государственной регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций»;

форма статистической отчетности № 9-3 «Сведения о работе Минюста России в сфере государственной регистрации и контроля за деятельностью религиозных организаций»;

форма статистической отчетности № 9-4 «Сведения о работе Минюста России в сфере государственной регистрации и контроля за деятельностью политических партий»;

форма статистической отчетности № 9-5 «Сведения о работе Минюста России со структурными подразделениями иностранных некоммерческих неправительственных организаций».

По состоянию на 1 января 2016 г. в Российской Федерации зарегистрирована 223 551 некоммерческая организация, из которых федеральному государственному надзору подлежат 197 776 некоммерческих организаций, в том числе: 

100 405 общественных объединений (44,9%); 

28 465 религиозных организаций (12,7%); 

90 464 иных некоммерческих организации – (40,4%); 

11 отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций;

77 политических партий и 4 129 их структурных подразделений.

В реестре филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций (по состоянию 

на 01.01.2016) содержатся сведения о 151 структурном подразделении, в том числе 

о 109 представительствах и 42 филиалах. В реестр представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации, внесены сведения 

о 2 представительствах.

В реестре некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (по состоянию на 01.01.2016), содержатся сведения 

о 111 организациях (в 2015 году – 81), из которых 80 включены в реестр 

по результатам государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций, осуществляемого Минюстом России и его территориальными органами (в 2015 году – 66), 22 – по представлениям прокуроров (в 2015 году – 8), 9 организаций внесены в реестр на основании собственных заявлений (в 2015 году – 7).

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 1 Закона № 294-ФЗ требования названного закона применяются к осуществлению федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций с учетом особенностей организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений 

о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, установленных 

статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ) и статьей 25 Федерального закона 

от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с 09.12.2015).

Положение о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. № 705.

Минюст России осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью некоммерческих организаций, зарегистрированных 

в качестве юридических лиц Минюстом России или его территориальными органами в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ 

«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Закон № 129-ФЗ) с учетом специального порядка государственной регистрации, установленного Законом № 7-ФЗ и иными специальными законами. 

В 2015 году Минюстом России проведен комплекс мероприятий, позволивших существенно повысить эффективность федерального государственного надзора 

за деятельностью некоммерческих организаций.

Результаты этой работы отражены в настоящем докладе.

 

Раздел I.

Состояние нормативно-правового регулирования 

в соответствующей сфере деятельности

 

 

Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов по контролю 

за деятельностью некоммерческих организаций, а также устанавливающие обязательные требования к осуществлению деятельности некоммерческих организаций, соблюдение которых подлежит проверке в процессе государственного контроля (надзора): 

Конституция Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации;

Градостроительный кодекс Российской Федерации;

Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»;

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате 

от 11 февраля 1993 г. № 4462-1;

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон № 82-ФЗ);

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;

Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»;

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести 

и о религиозных объединениях»;

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации»;

Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;

Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее – Закон № 95-ФЗ);

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей»;

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»;

Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. № 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества»;

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»;

постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. 

№ 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций»;

постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. № 753 «Об утверждении Правил выдачи разрешения на включение в наименование некоммерческой организации официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования»;

постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»;

постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. 

№ 705 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре 

за деятельностью некоммерческих организаций»;

постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. № 415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок»;

приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 27 марта 2009 г. № 93 «О реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

приказ Министерства экономического развития Российской Федерации 

от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона 

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

приказ Минюста России от 3 марта 2014 г. № 25 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации»;

приказ Минюста России от 3 марта 2014 г. № 26 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации»;

приказ Минюста России от 29 марта 2010 г. № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций»;

приказ Минюста России от 7 октября 2010 г. № 252 «О Порядке размещения 

в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций»;

приказ Минюста России от 17 марта 2011 г. № 81 «Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций»; 

приказ Минюста России от 30 декабря 2011 г. № 455 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения 

о государственной регистрации некоммерческих организаций»;

приказ Минюста России от 30 декабря 2011 г. № 456 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов 

и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также 

за соблюдением ими законодательства Российской Федерации»;

приказ Минюста России от 31 августа 2012 г. № 173 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

приказ Минюста России от 30 ноября 2012 г. № 223 «О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»;

приказ Минюста России от 7 мая 2013 г. № 68 «Об определении форм документов, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы для государственной регистрации некоммерческих организаций»;

приказ Минюста России от 16 апреля 2013 г. № 50 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

 

Раздел II.

Организация государственного контроля:

 

 

а) сведения об организационной структуре и системе управления органов государственного контроля 

Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы.

В соответствии с приказами Министерства юстиции Российской Федерации 

от 3 марта 2014 г. № 25 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» и от 3 марта 2014 г. № 26 

«Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» в структуре Минюста России создан и осуществляет деятельность 

81 территориальный орган, из которых 9 главных управлений Минюста России 

по субъектам Российской Федерации (по одному в каждом федеральном округе) 

и 72 управления Минюста России по субъектам Российской Федерации. 

Минюст России осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью территориальных органов, связанной с реализацией ими контрольных функций, установленных законодательством Российской Федерации 

о некоммерческих организациях.

Главные управления Минюста России по субъектам Российской Федерации осуществляют координацию деятельности территориальных органов Минюста России, подведомственных ему федеральных служб и федеральных бюджетных учреждений Минюста России, действующих в пределах федерального округа;

 

б) перечень и описание основных и вспомогательных (обеспечительных) функций

Минюст России и его территориальные органы осуществляют контроль:

за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам;

за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации; 

за соблюдением религиозными организациями своих уставов относительно целей и порядка их деятельности. 

Минюст России (его территориальные органы) вправе в рамках координации запрашивать в установленном законодательством Российской Федерации порядке 

у территориальных органов федеральных органов исполнительной власти 

(в том числе территориальных органов подведомственных Минюсту России федеральных служб и федеральных бюджетных учреждений), органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, независимо от их организационно-правовой формы 

и формы собственности, должностных лиц, а также у политических партий, общественных объединений, религиозных и иных некоммерческих организаций информационные, справочные и иные сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности. 

По результатам контроля за деятельностью политических партий, региональных отделений политических партий и иных (местных, первичных) структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций Минюст России (его территориальные органы) вправе:

выносить письменные предупреждения (представления) об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;

принимать решения о приостановлении деятельности общественных объединений и их структурных подразделений;

обращаться в суд с заявлениями о приостановлении деятельности политических партий, региональных отделений политических партий и иных (местных, первичных) структурных подразделений политических партий; 

составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

обращаться в суд с заявлениями о ликвидации политических партий, региональных отделений и иных (местных, первичных) структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций; 

обращаться в суд с заявлениями о признании общественных объединений 

и их структурных подразделений, религиозных организаций прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

Департамент по делам некоммерческих организаций Минюста России осуществляет контроль (надзор) в отношении: общероссийских и международных общественных объединений, политических партий, отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, торгово-промышленных палат, созданных на территории нескольких субъектов Российской Федерации, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации 

на территории двух и более субъектов Российской Федерации, религиозных организаций, образуемых указанными централизованными религиозными организациями.

Территориальные органы осуществляют контроль (надзор) в отношении: межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, региональных отделений и других структурных подразделений политических партий, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций (за исключением потребительских кооперативов, товариществ собственников жилья, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, органов государственной власти, иных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, а также автономных учреждений).

Контроль осуществляется в соответствии с принципами законности, невмешательства в деятельность некоммерческих организаций, презумпции 

их добросовестности. Правовые акты Российской Федерации и Минюста России, соблюдение которых проверяется при осуществлении контроля, а также информация об организации и осуществлении контроля, о правах и обязанностях, ответственности должностных лиц Минюста России за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении контроля являются открытыми 

и доступны для некоммерческих организаций. Указанные сведения размещены 

на официальных сайтах Минюста России и его территориальных органов, в том числе на Информационном портале Министерства юстиции Российской Федерации о деятельности некоммерческих организаций «Портал НКО», а также на Портале государственных услуг.

Предметом контроля за деятельностью некоммерческих организаций, филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляемого Минюстом России и его территориальными органами, является:

соответствие деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям;

соблюдение политическими партиями, региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствие их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий;

соответствие деятельности иных некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации;

соблюдение религиозными организациями устава относительно целей 

и порядка деятельности, а также соответствие деятельности религиозных организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами, 

и законодательству Российской Федерации;

соответствие деятельности филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам.

Контроль деятельности некоммерческих организаций включает в себя: 

проведение проверок соответствия деятельности некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами; 

анализ отчетов (сообщений), представляемых некоммерческими организациями; 

применение мер правового реагирования в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации в деятельности некоммерческих организаций.

Основанием для проведения плановой проверки является утвержденный ежегодный план проверок.

Ежегодным планом проведения проверок некоммерческих организаций 

на 2015 год предусмотрено проведение 6 110 проверок некоммерческих организаций, проведено 5 714 плановых проверок, исполнение плана проверок 

в 2015 году составило 93,5%. 

Невозможность проведения 396 плановых проверок некоммерческих организаций обусловлена следующим:

к моменту проверки 102 некоммерческих организации ликвидированы либо прекратили свою деятельность в качестве юридического лица, сведения о них исключены из Единого государственного реестра юридических лиц;

в отношении 294 некоммерческих организаций проверки не окончены 

по различным причинам (противодействие проведению проверки со стороны некоммерческих организаций, непредставление необходимых документов 

для проведения проверки, отсутствие организации по заявленному месту нахождения и прочее). 

В случае непредставления, несвоевременного представления документов, необходимых для проведения проверки, проверка проводится на основании информации, полученной от других органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (часть 1 статьи 11 Закона № 294-ФЗ), а также информации, размещенной в открытых источниках.

Вне зависимости от факта представления соответствующих документов некоммерческой организацией при подготовке и проведении проверки результаты проверки оформляются актом по установленной форме, в котором отражаются сведения о возможности либо невозможности в полной мере оценить деятельность проверяемого субъекта.

Противодействие проведению проверки, уклонение от представления документов для ее проведения, равно как и отсутствие организации по указанному 

в Едином государственном реестре юридических лиц адресу отражаются в акте проверки и составляют при этом состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена положениями статьей 19.4, 19.4.1, 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) (по информации, полученной из территориальных органов Минюста России, в отношении некоммерческих организаций, проверки которых 

не состоялись, составлено 524 протокола об административных правонарушениях).

Кроме практики привлечения некоммерческих организаций 

к административной ответственности за воспрепятствование проведению проверок Минюстом России и его территориальными органами применяются и другие установленные законом меры реагирования: вынесение письменных предупреждений, направление в суды исковых заявлений о ликвидации организаций за неоднократные нарушения требований законодательства Российской Федерации.

На 2016 год запланировано 5 446 проверок некоммерческих организаций. 

В установленном постановлением Правительства Российской Федерации 

от 30 июня 2010 г. № 489 порядке план проверок согласован с органами прокуратуры Российской Федерации. Планы проверок некоммерческих организаций на 2016 год размещены на официальном сайте Минюста России, а также 

на официальных сайтах территориальных органов Минюста России (в части, касающейся их деятельности).

Основанием для включения некоммерческой организации в ежегодный план проверок в соответствии с частью 8 статьи 9 Закона № 294-ФЗ, является истечение трех лет со дня:

государственной регистрации некоммерческой организации;

окончания проведения последней плановой проверки некоммерческой организации.

Пунктом 4.2 статьи 32 Закона № 7-ФЗ закреплен закрытый перечень оснований для проведения внеплановой проверки некоммерческой организации:

1) истечение срока устранения нарушения, содержащегося в предупреждении, ранее вынесенном некоммерческой организации;

2) поступление информации из государственных органов и органов местного самоуправления о нарушении некоммерческой организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма;

3) поступление представления избирательной комиссии о проведении проверки в соответствии с пунктом 4 статьи 35 Федерального закона 

от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях», пунктом 13 статьи 59 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

4) поручение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо требование прокурора, о проведении внеплановой проверки;

5) поступление информации из государственных органов, органов местного самоуправления, от граждан или из организаций об осуществлении некоммерческой организацией деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении 

ее в соответствующий реестр;

6) поступление от некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, заявления об ее исключении из указанного реестра в связи с прекращением 

ею деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.

По данным основаниям проводятся внеплановые проверки и в отношении некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента 

(пункт 4.5 статьи 32 Закона № 7-ФЗ).

В соответствии с пунктом 5 статьи 25 Федерального закона 

от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» с 09.12.2015 основанием для проведения внеплановой проверки религиозной организации является:

1) истечение срока устранения нарушения, содержащегося в предупреждении, ранее вынесенном религиозной организации;

2) поступление из государственных органов, органов местного самоуправления информации о нарушении религиозной организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма);

3) поручение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо требование прокурора о проведении внеплановой проверки.

Во внеплановом порядке в 2015 году проведено 380 проверок, или 6,7% 

от общего количества проведенных плановых проверок.

Плановые и внеплановые проверки проводятся:

по месту нахождения и (или) деятельности некоммерческой организации (далее – выездные проверки) – 923 проверки (15%);

без выезда на место нахождения и (или) деятельности некоммерческой организации (далее – документарные проверки) – 5 187 проверок (85%).

Выездные проверки проводятся в случае проведения внеплановых проверок, 

а также при наличии необходимости проверки достоверности сведений, содержащихся в ранее представленных в Минюст России (территориальный орган) документах.

В иных случаях проводятся документарные проверки.

Конечным результатом исполнения государственной функции 

по государственному контролю (надзору) за деятельностью некоммерческих организаций является выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль 

за соблюдением деятельности которых входит в компетенцию Минюста России (территориальных органов), путем применения мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации:

вынесение предупреждения (внесение представления) – 35 226 предупреждений (представлений), в том числе по результатам проверок – 4 387;

приостановление деятельности общественного объединения (религиозного объединения) – 27;

возбуждение дела об административном правонарушении – 13 889;

направление в суд заявления о ликвидации или прекращении деятельности некоммерческой организации – 6 845;

направление в суд заявления о приостановлении деятельности политической партии и ее структурных подразделений – 87;

направление мотивированного решения о запрете осуществления 

на территории Российской Федерации заявленной для осуществления программы или ее части, о запрете направления денежных средств и иного имущества определенным получателям указанных средств и иного имущества 

структурному подразделению иностранной некоммерческой неправительственной 

организации – 0;

вынесение предупреждения филиалу или представительству иностранной некоммерческой неправительственной организации – 125;

принятие решения об исключении филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций – 24. 

Среди принятых Минюстом России решений об исключении из реестра следует выделить решение об исключении из реестра филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций сведений о Филиале некоммерческой корпорации «Ю.С. Раша Фаундейшн фор Экономик Эдвансмент энд Рул оф Ло» (США) в Российской Федерации, принятое в связи с признанием иностранной неправительственной организации «Американо-российский фонд по экономическому и правовому развитию» (U.S. RUSSIA FOUNDATION FOR ECONOMIC ADVANCEMENT AND THE RULE OF LAW) нежелательной на территории Российской Федерации (на основании пункта 1части 3 статьи 3.1 Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»).

Одним из видов контроля за деятельностью некоммерческих организаций является также посещение мероприятий, проводимых некоммерческими организациями (в 2015 году представителями Минюста России и его территориальных органов принято участие в 1 509 таких мероприятиях).

Наиболее эффективной и потому приоритетной мерой правового реагирования является привлечение некоммерческих организаций к административной ответственности, установленной КоАП РФ (в 2015 году в отношении некоммерческих организаций и их должностных лиц составлено 13 889 протоколов об административных правонарушениях). 

В результате проведения 6 094 проверок и текущего контроля за соблюдением некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации было вынесено 35 226 письменных предупреждений (представлений), в том числе 

за непредставление или несвоевременное представление некоммерческими организациями отчетности о своей деятельности. Такие некоммерческие организации были привлечены к административной ответственности в порядке статьи 19.7 КоАП РФ (составлено 9 175 протоколов, что составляет 66,1% от общего количества составленных протоколов).

В отношении 3 712 некоммерческих организаций за неисполнение ими предписания (предупреждения или представления) об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных 

их учредительными документами, составлены протоколы об административном правонарушении в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП.

К административной ответственности в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 19.34 КоАП РФ (осуществление деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента) привлечены 54 некоммерческие организации, внесенные в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Особое внимание уделяется соблюдению некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, требований федерального законодательства о представлении отчетности, в том числе аудиторских заключений.

В отношении 33 некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, составлены протоколы об административных правонарушениях в порядке статьи 19.7.5-2 КоАП РФ (непредставление сведений некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента).

Вынесены предупреждения 44 некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, за неисполнение обязанности по размещению отчетности в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на основании пункта 3.2 статьи 32 Закона № 7-ФЗ.

Вынесены предупреждения 12 некоммерческим организациям, выполняющим функции иностранного агента, на основании абзаца пятого пункта 1 статьи 24 Закона № 7-ФЗ (за публикацию и/или распространение материалов без указания, что такие материалы опубликованы, распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента). Данная информация направлена 

в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий 

и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) для привлечения таких организаций 

к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.34 КоАП РФ.

В случае выявления при осуществлении контроля нарушений некоммерческими организациями, филиалами и представительствами международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль 

за соблюдением которых не входит в компетенцию Минюста России (территориальных органов), в том числе в сфере предпринимательской деятельности, о выявленных нарушениях сообщается в соответствующий контрольно-надзорный орган (направляются документы, свидетельствующие 

о нарушениях).

В 2015 году совместно с другими уполномоченными государственными органами (преимущественно с органами прокуратуры Российской Федерации) проведена 31 проверка деятельности некоммерческих организаций, в том числе 

6 внеплановых проверок, по результатам проведения которых в адрес правоохранительных органов направлено 2 сообщения о фактах выявленных нарушений для возбуждения уголовных дел.

В соответствии с пунктом 4.2 статьи 32 Закона № 7-ФЗ внеплановые проверки некоммерческих организаций также могут проводиться в целях установления факта наличия или отсутствия у некоммерческой организации признаков некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента (в случае поступления 

от некоммерческой организации, ранее включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, заявления 

об ее исключении).

По указанному основанию в 2015 году проведено 14 проверок, по результатам которых из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, исключено 7 организаций, 7 организациям отказано 

в исключении из реестра.

Одним из показателей эффективности применяемых Минюстом России и его территориальными органами мер правового реагирования стало количество своевременно отчитавшихся некоммерческих организаций.

В соответствии с пунктами 3,  3.1,  3.2 статьи  32 Закона № 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны ежегодно в срок не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, представлять в Минюст России (территориальный орган) отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

Формы документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций, утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 г. № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций». 

Некоммерческие организации освобождаются от представления отчета 

по установленной форме в том случае, если отвечают одновременно трем критериям:

если поступления имущества и денежных средств некоммерческих организаций в течение года составили менее трех миллионов рублей;

если они в течение года не имели поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников;

если в их деятельности не принимают участия иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства.

Такие некоммерческие организации вправе направить в адрес Минюста России (его территориальных органов) уведомление либо заявление о своем соответствии названным требованиям и информацию в произвольной форме 

о продолжении своей деятельности.

Обязанность по представлению некоммерческими организациями отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, за 2014 год исполнили 130 190 организаций, из них 39 386 общественных объединений (52 930 общественных объединений представили сообщение (информацию) о продолжение своей деятельности в порядке статьи 29 Закона № 82-ФЗ), 25 970 религиозных организаций и 64 834 иные некоммерческие организации.

Структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации информирует уполномоченный орган об объеме получаемых данным структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, 

о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Обязанность по представлению структурными подразделениями иностранных некоммерческих неправительственных организаций (филиалы, представительства 

и отделения) отчетности за 2014 год исполнили 159 структурных подразделений 

(в том числе исключенные из реестра филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций 

в отчетном периоде), за II квартал 2015 года – 152 структурных подразделения 

и за III квартал 2015 года – 122; обязанность по представлению структурными подразделениями аудиторского заключения, подтверждающего достоверность его финансовой отчетности, за 2014 год исполнили 132 структурных подразделения.

В Минюст России и его территориальные органы поступило 40 отчетов политических партий и 1 446 отчетов структурных подразделений политических партий в соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона № 95-ФЗ.

При выявлении нарушений Минюстом России и его территориальными органами принимались меры правового реагирования в виде вынесения предупреждений, составления протоколов об административных правонарушениях, направления исков в суд о приостановлении деятельности либо о ликвидации некоммерческих организаций.

В целях обеспечения публичной открытости сведений о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций с 2010 года некоммерческие организации размещают отчеты или информацию о продолжении своей деятельности на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru) 

и официальные сайты его территориальных органов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Порядок размещения отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций утвержден приказом Минюста России 

от 7 октября 2010 г. № 252.

На Информационном портале Министерства юстиции Российской Федерации о деятельности некоммерческих организаций «Портал НКО» за время его функционирования размещено более 370 тыс. отчетов (сообщений о продолжении деятельности) некоммерческих организаций, в том числе в 2015 году – более 89 500. Также размещено более 700 отчетов структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций, в том числе в 2015 году – 

169 отчетов. Реализована возможность подачи отчета в электронной форме некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента 

(в настоящее время опубликовано более 220 таких отчетов).

Средний показатель отчитавшихся некоммерческих организаций в 2015 году составил 68,1% от общего количества зарегистрированных некоммерческих организаций, на которых распространяется обязанность по представлению указанной отчетности, – 191 306 некоммерческих организаций;

 

в) наименования и реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок исполнения указанных функций 

Указаны в разделе I;

 

г) информация о взаимодействии органов государственного контроля (надзора) при осуществлении своих функций с другими органами государственного контроля (надзора), порядке и формах такого взаимодействия

Положениями о Министерстве юстиции Российской Федерации, о Главном управлении и Управлении Минюста России по субъектам Российской Федерации закреплена возможность организации взаимодействия органов юстиции 

с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления, органами прокуратуры, правоохранительными и судебными органами при решении возложенных на них задач, в том числе по реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Правовую основу взаимодействия составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативные акты.

Взаимодействие осуществляется в следующих формах:

информационный обмен между Минюстом России и (или) его территориальными органами и иными государственными органами, уполномоченными в сфере контроля за деятельностью некоммерческих организаций, на основании заключенных соглашений;

организация и проведение совместных мероприятий (коллегий, совещаний, семинаров, круглых столов и т.п.);

создание межведомственных рабочих групп, комиссий.

 

Наименования и реквизиты заключенных соглашений о порядке и формах взаимодействия Минюста России и его территориальных органов 

с другими органами государственного контроля (надзора)

 

1. Соглашение о сотрудничестве между Комитетом Российской Федерации 

по финансовому мониторингу и Министерством юстиции Российской Федерации 

от 27 января 2004 г. и Протокол об информационном взаимодействии Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы по финансовому мониторингу от 28 ноября 2012 г.

2. Соглашение о порядке информационного взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 16 октября 2009 г. 

3. Соглашение о порядке информационного взаимодействия Минюста России, его территориальных органов и Федеральной миграционной службы, 

ее территориальных органов при регистрации некоммерческих организаций, включая общественные объединения, политические партии и религиозные организации, а также при осуществлении контроля за соблюдением ими законодательства Российской Федерации от 26 февраля 2009 г.

4. Соглашение о порядке взаимодействия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации, его территориальных органов от 22 декабря 2008 г. 

5. Соглашение о порядке взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов и Федеральной службы по надзору 

в сфере образования и науки при осуществлении полномочий по государственному контролю (надзору) в отношении религиозных образовательных организаций 

от 18 декабря 2015 г.;

 

д) сведения о выполнении функций по осуществлению государственного контроля подведомственными органам государственной власти организациями (с указанием их наименований, организационно-правовой формы, нормативных правовых актов, на основании которых указанные организации осуществляют контроль) 

Подведомственных Минюсту России организаций в части контроля 

за деятельностью некоммерческих организаций не имеется;

 

е) сведения о проведенной работе по аккредитации юридических лиц 

и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых 

к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок

Аккредитация юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок некоммерческих организаций, в 2015 году 

не осуществлялась.

 

Раздел III.

Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля:

 

 

а) сведения, характеризующие финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного контроля в сфере деятельности некоммерческих организаций 

Объем финансовых средств, выделяемых в 2015 году из бюджетов 

всех уровней на выполнение функций по контролю (надзору), составил 157 440 тыс. руб. (1 820 тыс. руб. – в центральном аппарате Минюста России, 155 620 тыс. руб. – 

в территориальных органах Минюста России);

 

б) данные о штатной численности работников органов государственного контроля, выполняющих функции по контролю, и об укомплектованности штатной численности

По состоянию на 1 января 2016 г. штатная численность федеральных государственных гражданских служащих (далее – гражданские служащие) Департамента по делам некоммерческих организаций Минюста России составляет 52 штатные единицы, фактическая – 50.

Штатная численность гражданских служащих Департамента по делам некоммерческих организаций, осуществляющих функции по контролю 

за деятельностью некоммерческих организаций, составляет 26 штатных единиц 

(в том числе 1 вакансия), фактическая – 23.

По состоянию на 1 января 2016 г. штатная численность гражданских служащих подразделений по делам некоммерческих организаций территориальных органов Минюста России составляет 802 единицы, фактическая – 670.

Штатная численность гражданских служащих территориальных органов Минюста России, осуществляющих функции по контролю за деятельностью некоммерческих организаций, составляет 557 единиц, фактическая – 488;

 

в) сведения о квалификации работников, о мероприятиях по повышению их квалификации

По состоянию на 1 января 2016 г. высшее юридическое образование имеют 453 гражданских служащих, осуществляющих контрольные и надзорные функции 

в сфере деятельности некоммерческих организаций, 33 – иное высшее образование.

Стаж гражданской службы гражданских служащих Департамента по делам некоммерческих организаций, осуществляющих функции по контролю 

за деятельностью некоммерческих организаций:

до 1 года – 0, от 1 года до 5 лет – 4 (16%), от 5 до 10 лет – 8 (32%), 

от 10 до 15 лет – 9 (36%), свыше 15 лет – 4 (16%).

Стаж гражданской службы гражданских служащих подразделений по делам некоммерческих организаций территориальных органов Минюста России, осуществляющих функции по контролю за деятельностью некоммерческих организаций: 

до 1 года – 55 (12%), от 1 года до 5 лет – 144 (25%), от 5 до 10 лет – 132 (29%), от 10 до 15 лет – 76 (16%), свыше 15 лет – 84 (18%).

В 2015 году в ФГБОУ ВПО «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» по образовательной программе «Правовые основы регистрации политических партий, общественных, религиозных и иных некоммерческих организаций, формирования их реестров. Проблемы функционирования некоммерческих организаций на современном этапе становления гражданского общества в Российской Федерации. Контроль за деятельностью некоммерческих организаций» повысили квалификацию 53 гражданских служащих Минюста России (10 – центрального аппарата Минюста России, в том числе 7 – Департамента по делам некоммерческих организаций, и 43 – территориальных органов Минюста России, в том числе 2 – Главного управления Минюста России 

по Республике Крым и Севастополю).

В ГАОУ ВПО «Московский городской университет управления Правительства Москвы» по программе дополнительного профессионального образования «Вопросы реализации государственной национальной политики» курсы повышения квалификации прошел 1 гражданский служащий Департамента по делам некоммерческих организаций.

В ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)» по образовательной программе «Лингвистические технологии 

в нормотворчестве и принципы составления делового и частного делового письма» обучился 1 гражданский служащий Департамента по делам некоммерческих организаций.

В ГАОУ ВПО «Московский городской университет управления Правительства Москвы» по программе дополнительного профессионального образования «Актуальные аспекты государственного управления» (модули «Практика управления проектами» и «Технологии эффективной коммуникации 

и протокол») курсы повышения квалификации прошли 2 гражданских служащих Департамента по делам некоммерческих организаций, замещающих высшую группу должностей категории «руководители»;

 

г) данные о средней нагрузке на 1 работника по фактически выполненному в отчетный период объему функций по контролю

В 2015 году Минюстом России и его территориальными органами проведено всего 63 828 контрольных мероприятий (проведение проверок, вынесение предупреждений (представлений) по их результатам, систематическое наблюдение 

и анализ состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности некоммерческих организаций, составление протоколов 

об административных правонарушениях, предъявление в суд исков о ликвидации (прекращении деятельности) некоммерческих организаций и др.). Контрольные полномочия осуществлялись 511 гражданскими служащими Минюста России 

(23 – в центральном аппарате Минюста России, 488 – в территориальных органах Минюста России).

Таким образом, средняя нагрузка на 1 работника по фактически выполненному в 2015 году объему функций по контролю составляет 

125 мероприятий. 

 

Раздел IV.

Проведение государственного контроля:

 

 

а) сведения, характеризующие выполненную в отчетный период работу по осуществлению государственного контроля в сфере деятельности некоммерческих организаций

В 2015 году по сравнению с 2014 годом общее количество проверок некоммерческих организаций снижено на 12%, на 2016 год запланировано еще 

на 22% меньше проверок, чем в 2014 году (2014 год – 6 982 проверки, 2015 год – 6 094 проверки, на 2016 год запланировано 5 446 проверок).

В отношении отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций проведены 3 проверки 

на предмет соответствия их деятельности целям, предусмотренным учредительными документами и законодательству Российской Федерации (в 2014 году проверки 

не проводились).

Проведены 2 проверки деятельности региональных отделений политических партий (в 2014 году проведено 9 проверок).

Снижение количества проверок некоммерческих организаций связано 

с применением в 2015 году дифференцированного подхода к назначению проверок 

в целях повышения эффективности расходования ресурсов и усиления контроля 

на наиболее значимых направлениях;

 

б) сведения о результатах работы экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю

В 2015 году эксперты и экспертные организации к проведению мероприятий по контролю за деятельностью некоммерческих организаций не привлекались.

 

Раздел V.

Действия органов государственного контроля по пресечению 

нарушений обязательных требований и (или) устранению 

последствий таких нарушений

 

По результатам проведенных проверок деятельности некоммерческих организаций, а также по результатам систематического наблюдения 

(статья 2 Закона № 294-ФЗ) за соблюдением некоммерческими организациями установленных законами обязанностей, иных обязательных требований в 2015 году Минюстом России и его территориальными органами в адрес руководящих органов общественных объединений вынесено 14 821 письменное предупреждение 

и представление (аналогичный период прошлого года (далее – АППГ) – 15 733, -912, -5,8%). 

В связи с неустранением в установленный срок нарушений законодательства Российской Федерации, послуживших основанием для вынесения представления, принято 27 решений о приостановлении деятельности общественных объединений (АППГ – 40, -13, -32,5%).

В отношении общественных объединений и их должностных лиц за отчетный период составлено 6 267 протоколов об административных правонарушениях 

(АППГ – 5 299, +968, +18,3%), в суды направлено 3 279 исковых заявлений в связи 

с прекращением уставной деятельности (АППГ – 4 392, -1 113, -25,3%) 

и 169 исковых заявлений о ликвидации в связи с выявленными нарушениями законодательства (АППГ – 162, +7, +4,3%). 

В адрес руководящих органов религиозных организаций Минюстом России 

и его территориальными органами вынесено 3 079 письменных предупреждений (АППГ – 3 548, -469, -13,2%). 

В отношении религиозных организаций и их должностных лиц составлено 

810 протоколов об административных правонарушениях (АППГ – 656, +154, +23,5%), в суды направлено 108 исковых заявлений о ликвидации религиозных организаций в связи с выявленными нарушениями законодательства (АППГ – 122, 

-99, +11,5%) и 42 исковых заявления в связи с прекращением уставной деятельности (АППГ – 157, -115, -73,2%).

Соответственно в адрес руководящих органов некоммерческих организаций вынесено 16 255 письменных предупреждений (АППГ – 15 758, +497, +3,2%), 

в суды направлено 3 205 исковых заявлений о ликвидации в связи с выявленными нарушениями законодательства (АППГ – 3 098, +107, +3,5%). В отношении некоммерческих организаций и их должностных лиц составлены 6 627 протоколов 

об административных правонарушениях (АППГ – 5 191, +1 436, +27,7%).

В адрес руководящих органов политических партий и их региональных отделений вынесено 1 059 предупреждений об устранении и недопущении впредь нарушений законодательства Российской Федерации (АППГ – 1 746, -687, -39,4%), 

в суды направлено 87 заявлений о приостановлении деятельности региональных отделений политических партий (АППГ – 83, +4, +4,8%) и 42 заявления 

о ликвидации региональных отделений политических партий (АППГ – 35, +7, +20%). В отношении политических партий и их региональных отделений составлено 183 протокола об административных правонарушениях (АППГ – 236, -53, -22,5%).

В отношении отделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций вынесено 12 письменных предупреждений (АППГ – 11, +1, +9,1%), составлено 2 протокола об административных правонарушениях.

В связи с выявленными нарушениями законодательства Российской Федерации Минюстом России и его территориальными органами в адрес руководителей филиалов и представительств вынесено 125 письменных предупреждений (АППГ – 54, +71, +131,5%) – преимущественно ввиду непредставления установленной законом ежеквартальной отчетности 

и аудиторского заключения, подтверждающего достоверность финансовой отчетности; сведения о 24 филиалах (представительствах) исключены из реестра филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций (АППГ – 32, -8, -25%). 

 

Раздел VI.

Анализ и оценка эффективности государственного контроля:

 

 

1) выполнение утвержденного плана проведения проверок составляет 93,5% (запланировано: 6 110, выполнено: 5 714), в 2014 году – 88,2%;

2) доля заявлений органов государственного контроля (надзора), направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых проверок, – 84, в согласовании которых было отказано в связи с нарушением порядка и отсутствием оснований для проведения таких проверок – 7 (8,3% общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений);

3) доля проверок, результаты которых признаны недействительными 

(по решению суда), – 1 (0,01 общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок – 6 094);

4) доля проверок, проведенных органами государственного контроля (надзора) с нарушением требований законодательства о порядке их проведения, 

по результатам выявления которых к должностным лицам органов государственного контроля (надзора), осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания, – 0 (всего проведено плановых 

и внеплановых проверок – 6 094);

5) доля юридических лиц, в отношении которых проведены проверки, – 6 075 (охвачено 3% − 205 339 юридических лиц, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору);

6) доля проведенных внеплановых проверок – 380 (6,2% общего количества проведенных проверок – 6 094);

7) доля внеплановых проверок, проведенных в связи с истечением срока устранения нарушения, указанного в предупреждении, ранее вынесенном некоммерческой организации (в процентах от общего количества проведенных внеплановых проверок), – 0;

8) доля внеплановых проверок, проведенных на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданных в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации (в процентах от общего количества проведенных внеплановых проверок), – 0;

9) доля внеплановых проверок, проведенных на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданных в соответствии с требованием органов прокуратуры, – 6 (1,6% общего количества проведенных внеплановых проверок – 380);

10) доля внеплановых проверок, проведенных по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации (подпункты 2, 3, 5 и 6 пункта 4.2 статьи 32 Закона № 7-ФЗ), – 374 (98,4% общего количества проведенных внеплановых проверок – 380);

11) доля проверок, по итогам которых выявлены правонарушения, – 4 387 (72% общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок – 6 094);

12) доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях, – 594 (13,5% общего числа проверок, в результате которых выявлены правонарушения, – 4 387);

13) доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные взыскания, в том числе по видам наказаний, – 715 

(16,3% общего числа проверок, в результате которых выявлены правонарушения, – 4 387);

14) доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в ходе проведения проверок в отношении которых выявлены правонарушения, – 4 387 (72% общего числа проведенных плановых и внеплановых проверок – 6 094);

15) доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных 

с нарушением обязательных требований законодательства – 11 371 (98,6% общего числа выявленных правонарушений – 11 535);

16) доля выявленных при проведении проверок правонарушений, связанных 

с неисполнением предписаний, – 164 (1,4% общего числа выявленных правонарушений – 11 535);

17) по результатам рассмотрения судами протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами Минюста России и его территориальных органов, к административной ответственности в виде штрафа привлечены 326 некоммерческих организаций и 90 должностных лиц на общую сумму 9 265 тыс. руб., из которых на конец 2015 года оплачено 2 578 тыс. руб.

Таким образом, соотношение суммы взысканных административных штрафов к общей сумме наложенных административных штрафов (в процентах) составило 27,8% (в 2014 году данный показатель составил 26,8%);

18) средний размер наложенного административного штрафа, в том числе 

на должностных лиц и юридических лиц, составил 22,3 тыс. руб. (в 2014 году – 

10,6 тыс. руб.);

19) доля проверок, по результатам которых материалы о выявленных нарушениях переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел, – 2 (0,04% общего числа проверок, в результате которых выявлены правонарушения, – 4 387).

 

Раздел VII.

Выводы и предложения по результатам государственного контроля

 

 

Анализ осуществления Минюстом России и его территориальными органами государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций в 2015 году позволяет сделать следующие выводы:

план проведения плановых проверок некоммерческих организаций на 2015 год выполнен;

соблюдены установленные сроки проведения проверок;

обеспечен контроль за исполнением предписаний и устранением нарушений обязательных требований по результатам проверок;

обеспечено информирование общественности о результатах контрольно-надзорной деятельности Минюста России и его территориальных органов путем размещения информации о результатах проверок на официальных сайтах 

в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (подраздел «Результаты проверок некоммерческих организаций» подраздела «Контроль деятельности 

и отчетность некоммерческих организаций» раздела «Деятельность в сфере некоммерческих организаций»), а также в Федеральной государственной информационной системе «Единый реестр проверок» (включая информацию 

о результатах проверок некоммерческих организаций, принятии мер правового реагирования в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации в деятельности таких некоммерческих организаций);

продолжается совершенствование механизмов взаимодействия с органами прокуратуры, иными надзорными органами, органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия в сфере деятельности некоммерческих организаций, с целью обеспечения эффективности контрольно-надзорной деятельности;

обеспечено повышение уровня квалификации специалистов территориальных органов Минюста России по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций.

Таким образом, в отчетном периоде деятельность Минюста России и его территориальных органов по осуществлению государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций проведена в полном объеме, 

с соблюдением сроков, в соответствии с требованиями норм действующего законодательства Российской Федерации.

В 2014 – 2015 годах внесены изменения в действующее законодательство Российской Федерации, существенно влияющие на компетенцию Минюста России 

в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций и контроля (надзора) за их деятельностью.

По инициативе Минюста России в законодательство Российской Федерации внесен ряд изменений, направленных в том числе на совершенствование противодействия проявлениям экстремизма в деятельности некоммерческих 

и религиозных организаций, повышение прозрачности их деятельности с учетом необходимости контроля за финансированием организаций из-за рубежа, при одновременном снижении административных барьеров при создании 

и последующем контроле за деятельностью религиозных организаций.

Наиболее значимыми в указанной сфере являются следующие федеральные законы.

1. Федеральный закон от 21.02.2014 № 18-ФЗ «О внесении изменений 

в статью 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях». 

Федеральным законом установлены дополнительные основания для проведения внеплановых проверок некоммерческих организаций, в отношении которых имеются сведения о нарушении ими законодательства Российской Федерации.

Ранее единственным основанием для проведения внеплановых проверок некоммерческих организаций являлось поступление в уполномоченный орган представления избирательной комиссии о проверке сведений, указанных гражданами и организациями при перечислении ими пожертвований на счета политических партий, а также в избирательные фонды кандидатов и избирательных объединений.

Согласно внесенным изменениям теперь в качестве таких оснований также предусматриваются:

- истечение срока устранения нарушения, содержащегося в предупреждении, ранее вынесенном некоммерческой организации уполномоченным органом;

- поступление в уполномоченный орган информации из государственных органов и органов местного самоуправления о нарушении некоммерческой организацией законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности 

и (или) о наличии в ее деятельности признаков экстремизма;

- приказ (распоряжение) руководителя уполномоченного органа, изданный 

в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора, о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим 

в органы прокуратуры материалам и обращениям;

- поступление в уполномоченный орган информации из государственных органов, органов местного самоуправления, от граждан или из организаций 

об осуществлении некоммерческой организацией деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в соответствующий реестр;

- поступление в уполномоченный орган заявления от некоммерческой организации, включенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, об исключении этой некоммерческой организации из указанного реестра в связи с прекращением ею деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента.

2. Федеральный закон от 31.12.2014 № 505-ФЗ «О внесении изменения 

в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Федеральный закон направлен на противодействие террористической и экстремистской деятельности 

в Российской Федерации. 

Федеральным законом внесены в федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности», «Об общественных объединениях», 

«О некоммерческих организациях», «О свободе совести и о религиозных объединениях» изменения, которыми устанавливается запрет выступать учредителем общественного или религиозного объединения лицу, которое ранее являлось руководителем или входило в состав руководящих органов общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых было принято вступившее в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением этим объединением экстремистской деятельности, в течение десяти лет со дня вступления в законную силу указанного решения суда.

Кроме того, в федеральные законы «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и «О противодействии терроризму», а также в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации внесены изменения, уточняющие порядок формирования и ведения единого федерального списка организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также организаций, признанных в соответствии 

с законодательством Российской Федерации террористическими.

3. Федеральный закон от 22.10.2014 № 316-ФЗ «О внесении изменений 

в статью 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Федеральным законом пункт 2 статьи 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» излагается в новой редакции, устанавливающей исчерпывающий перечень мест, в которых религиозные организации смогут без предварительного уведомления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления проводить богослужения, другие религиозные обряды и церемонии. 

В иных случаях публичные богослужения, другие религиозные обряды 

и церемонии (включая молитвенные и религиозные собрания), проводимые 

в общественных местах в условиях, которые требуют принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности как самих участников религиозных обрядов и церемоний, так и других граждан, осуществляются 

в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций.

4. Федеральный закон от 28.11.2015 № 341-ФЗ «О внесении изменений 

в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» 

и отдельные законодательные акты» (далее – Закон).

Соответствующий законопроект был подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации о проработке особого механизма контроля 

за финансово-хозяйственной деятельностью религиозных организаций. 

Данный механизм должен позволить своевременно выявлять и реагировать 

на факты причастности религиозных организаций к экстремистской 

и террористической деятельности, иные нарушения ими законодательства Российской Федерации.

При подготовке законопроекта за основу были приняты применяемые 

в настоящее время формы и методы контроля за деятельностью некоммерческих организаций, однако предмет контроля скорректирован с учетом поставленной 

в поручении Президента Российской Федерации задачи.

Во-первых, Закон дифференцирует предмет проверок деятельности религиозных организаций в зависимости от получения ими иностранного финансирования. 

Закон закрепляет право Минюста России и его территориальных органов проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций при наличии в их деятельности признаков экстремизма (терроризма) либо нарушений законодательства Российской Федерации.

Во-вторых, Закон устанавливает, что проверки соответствия деятельности религиозной организации законодательству Российской Федерации будут проводиться исключительно в целях контроля за соблюдением ею законодательства Российской Федерации о свободе совести, а также целям и порядку деятельности, предусмотренным ее уставом.

Финансово-хозяйственная деятельность религиозной организации будет подвергаться проверке в том случае, когда религиозная организация получает иностранное финансирование или необходимо установление наличия либо отсутствия в ее деятельности признаков экстремизма (терроризма). 

Закон также сокращает число оснований для проведения внеплановых проверок с пяти до трех. 

Внеплановые проверки религиозных организаций предполагается проводить 

в случаях: 

- истечения срока устранения ранее выявленного нарушения, отраженного 

в соответствующем предупреждении; 

- поступления в уполномоченный орган из государственных органов и органов местного самоуправления информации о наличии в деятельности религиозной организации признаков экстремизма или терроризма;

- в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также на основании требования прокурора.

В-третьих, Закон изменяет порядок отчетности религиозных организаций.

Так, религиозные организации, имевшие поступления денежных средств 

и иного имущества от иностранных источников, будут представлять в Минюст России и его территориальные органы формализованную информацию о своей деятельности, персональном составе руководящих органов и сведения 

об иностранном финансировании. Иные религиозные организации от обязанности по представлению отчетности освобождаются.

Законом внесены корреспондирующие изменения в федеральные законы 

«О некоммерческих организациях» и «О защите прав юридических лиц 

и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

5. Федеральный закон от 02.05.2015 № 117-ФЗ «О внесении изменений 

в статьи 23.68 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Федеральный закон предусматривает закрепление полномочий должностных лиц Министерства юстиции Российской Федерации по составлению протоколов 

об административных правонарушениях при осуществлении ими функций в сфере контроля (надзора) за деятельностью филиалов и представительств международных и иностранных некоммерческих неправительственных организаций. 

Одновременно Федеральный закон уточняет круг должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, подведомственных Федеральной службе судебных приставов. Полномочиями 

по рассмотрению дел об административных правонарушениях от имени Федеральной службы судебных приставов наделяются руководители 

ее структурных подразделений и их заместители.

Также в 2015 году осуществлялась разработка проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования законодательства о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента».

Законопроект разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента и унификации отчетности некоммерческих организаций.

Наряду с указанным законопроектом предусмотрено изменение порядка обнародования отчетности структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций по аналогии с действующим порядком обнародования отчетности российских некоммерческих организаций.

В 2016 году планируются подготовка и внесение в Правительство Российской Федерации законопроектов, направленных на совершенствование нормативно- правового регулирования деятельности на территории Российской Федерации структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций, а также расширение перечня случаев использования религиозными организациями слов «Россия» и «Российская Федерация» в своих наименованиях.

Предложений, связанных с осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля и направленных на повышение эффективности такого контроля (надзора) и сокращение административных ограничений 

в предпринимательской деятельности, не имеется.

 

Приложения

 

 

Сведения об осуществлении государственного контроля (надзора) 

и муниципального контроля за 2015 год по форме № 1-контроль, 

утвержденной приказом Федеральной службы государственной статистики 

от 21 декабря 2011 г. № 503 «Об утверждении статистического инструментария 

для организации Минэкономразвития России федерального статистического наблюдения за осуществлением государственного контроля (надзора) 

и муниципального контроля», размещены на официальном сайте Минюста 

России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в подразделе «Статистика» (http://minjust.ru/ru/press/news/svedeniya-za-yanvar-dekabr-2015-g) 

и в государственной автоматизированной системе «Управление» (ГАС «Управление).

 

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).