Вы здесь

Доклад «Об осуществлении Министерством юстиции Российской Федерации государственного контроля (надзора) в сфере деятельности некоммерческих организаций и об эффективности такого контроля (надзора)» 2013 год

Министерство юстиции Российской Федерации

(Минюст России)

 

 

 

 

Д О К Л А Д

 

«ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ

МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

И ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАКОГО

КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)»

 

 

 

Москва

 

2013

 

 

 

Содержание:

 

Введение  3

 

I. Cостояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности  5

 

II. Организация государственного контроля (надзора)  7

 

III. Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля  14

 

IV. Проведение государственного контроля 16

 

V. Действия органов государственного контроля по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений 17

 

VI. Анализ и оценка эффективности государственного контроля 18

 

VII. Выводы и предложения по результатам государственного контроля 20

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В соответствии с компетенцией, определенной Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации.

Настоящий доклад подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Правилами подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. № 215.

При описании проведения государственного надзора (контроля) в сфере деятельности некоммерческих организаций, мер по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранения последствий таких нарушений, а также при анализе и оценке эффективности государственного контроля (надзора) в сфере деятельности некоммерческих организаций использованы результаты данных отчета по форме федерального статистического наблюдения, подготовленного согласно приказу Минюста России от 21 января 2011 № 21 «Об утверждении форм статистической отчетности Министерства юстиции Российской Федерации о государственной регистрации некоммерческих организаций» (в редакции приказа Минюста России от 27 декабря 2012 № 232):

форма федерального статистического наблюдения № 9-1 «Сведения о работе Минюста России в сфере государственной регистрации и контроля за деятельностью общественных объединений»,

форма федерального статистического наблюдения № 9-2 «Сведения о работе Минюста России в сфере государственной регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций»,

форма федерального статистического наблюдения № 9-3 «Сведения о работе Минюста России в сфере государственной регистрации и контроля за деятельностью религиозных организаций»,

форма федерального статистического наблюдения № 9-4 «Сведения о работе Минюста России в сфере государственной регистрации и контроля за деятельностью политических партий».

По состоянию на 1 января 2013 г. в Российской Федерации зарегистрировано 219 688 некоммерческих организаций, из которых подлежат федеральному государственному надзору 187 960, в том числе:

- 104 949 (47,8 %) общественных объединений;

- 25 541 (11,6 %) религиозных организаций и 5 представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации;

- 87 028 (39,6 %) - некоммерческих организаций иных организационно-правовых форм;

- 54 политических партии (+900 %), 2 082 (+300 %) их региональных и 20 местных отделений;

- 14 отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций.

В реестре филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций содержатся сведения о 246 структурных подразделениях, в том числе о 191 представительствах и 55 филиалах.

В соответствии с положениями пункта 4 статьи 1  Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ) требования названного закона применяется к осуществлению федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, с учетом особенностей организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, установленных статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ).  

Положение о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. № 705.

Минюст России осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, зарегистрированных в качестве юридических лиц Минюстом России или его территориальными органами в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом специального порядка государственной регистрации, установленного Законом № 7-ФЗ и иными специальными законами.    

В целях реализации Закона № 294-ФЗ Минюстом России проведен комплекс мероприятий, позволивших оптимизировать организацию государственного контроля в сфере деятельности некоммерческих организаций, в части подготовки и согласования с органами прокуратуры годовых планов проведения плановых проверок деятельности некоммерческих организаций, согласования внеплановых проверок с органами прокуратуры, изменения кратности проведения проверок и сроков проведения проверок.

Результаты этой работы отражены в настоящем докладе.

 

Раздел I.

Состояние нормативно-правового регулирования                                            в соответствующей сфере деятельности

 

 

Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов по контролю за деятельностью некоммерческих организаций, а также устанавливающие обязательные требования к осуществлению деятельности некоммерческих организаций, соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного контроля:

Конституция Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

Градостроительный кодекс Российской Федерации;

Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»;

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1;

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон № 82-ФЗ);

Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»;

Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»;

Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации»;

Федеральный закон от 20 июля 2000 г. № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;

Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» (далее – Закон № 95-ФЗ);

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 67-ФЗ);

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей»;

Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»;

Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;

Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 286-ФЗ «О взаимном страховании»;

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

Федеральный закон от 20 июля 2012 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»;

постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций»;

постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. № 705 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций»;

приказ Минюста России от 21 мая 2009 г. № 146 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации»;

приказ Минюста России от 21 мая 2009 г. № 147 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации»;

приказ Минюста России от 29 марта 2010 г. № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций»;

приказ Минюста России от 7 октября 2010 г. № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций»;

приказ Минюста России от 17 марта 2011 г. № 81 «Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций»;

приказ Минюста России от 30 декабря 2011 г. № 455 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций»;

приказ Минюста России от 30 декабря 2011 г. № 456 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации»;

приказ Минюста России от 31 августа 2012 г. № 173 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»;

приказ Минюста России от 30 ноября 2012 г. № 223 «О порядке введения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента».

 

Раздел II.

Организация государственного контроля

 

 

а) сведения об организационной структуре и системе управления органов государственного контроля

Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы.

В соответствии с приказами Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 146 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» и № 147 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» в структуре Минюста России созданы и осуществляют деятельность 80 территориальных органов, из которых 8 – Главные управления по субъекту Российской Федерации (по одному в каждом федеральном округе) и 72 - управления Минюста России по субъекту Российской Федерации.

Минюст России осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью территориальных органов, связанной с реализацией ими контрольных функций, установленных законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.

Главные управления осуществляют координацию деятельности территориальных органов Минюста России, подведомственных ему федеральных служб и федеральных государственных учреждений Минюста России, действующих в пределах федерального округа.

 

б) перечень и описание основных и вспомогательных (обеспечительных) функций

Минюст России и его территориальные органы осуществляют контроль:

- за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам;

- за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации;

- за соблюдением религиозными организациями своих уставов относительно целей и порядка их деятельности;

Минюст России (его территориальные органы) вправе в рамках координации запрашивать в установленном законодательством Российской Федерации порядке  от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (в том числе территориальных органов подведомственных Минюсту России федеральных служб и федеральных государственных учреждений), органов государственной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностных лиц, а также от политических партий, общественных объединений, религиозных и иных некоммерческих организаций информационные, справочные и иные сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.

По результатам контроля за деятельностью региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций Минюст России (его территориальные органы) вправе выносить письменные предупреждения (представления) об устранении нарушений законодательства Российской Федерации; принимать решения о приостановлении деятельности общественных объединений и их структурных подразделений; обращаться в суд с заявлениями о приостановлении деятельности региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий; составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; обращаться в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и ихструктурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

Департамент по делам некоммерческих организаций Минюста России осуществляет контроль (надзор) в отношении: общероссийских и международных общественных объединений; политических партий; отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций; Торгово-промышленной палаты Российской Федерации; торгово-промышленных палат, созданных на территории нескольких субъектов Российской Федерации; централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации; религиозных организаций (в том числе учреждений), образуемых указанными централизованными религиозными организациями.

Территориальные органы осуществляют контроль (надзор) в отношении: межрегиональных, региональных и местных общественных объединений; региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий; местных религиозных организаций; централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации; религиозных организаций (в том числе учреждений), образованных указанными централизованными религиозными организациями; иных некоммерческих организаций.

Организация и проведение контроля осуществляются в соответствии с принципами законности, невмешательства в деятельность некоммерческих организаций, презумпции их добросовестности.  Правовые акты Российской Федерации и Минюста России, соблюдение которых проверяется при осуществлении контроля, а также информация об организации и осуществлении контроля о правах и об обязанностях, ответственности  должностных лиц Минюста России за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении контроля являются открытыми и доступны для некоммерческих организаций на официальном сайте Минюста России, в том числе на специально созданном портале для некоммерческих организаций, а также на официальных сайтах территориальных органов Минюста России. Указанные сведения размещены также на Портале государственных услуг.

Предметом контроля за деятельностью некоммерческих организаций, филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляемого Минюстом России (территориальными органами), является:

1) соответствие деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям;

2) соблюдение политическими партиями, региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствие их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий;

3) соответствие деятельности религиозных организаций заявленным в их уставах целям и задачам;

4) соответствие деятельности иных некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации;

5) соответствие деятельности филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам.

Контроль деятельности некоммерческих организаций включает в себя:

- проведение проверок соответствия деятельности некоммерческих организаций, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами;

- анализ отчетов (сообщений), представляемых некоммерческими организациями;

- применение мер правового реагирования в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации в деятельности некоммерческих организаций.

Основанием для проведения плановой проверки является утверждение ежегодного плана проверок.

Ежегодным планом проведения проверок некоммерческих организаций на 2012 год было предусмотрено 7 197 проверок, проведено 6 497 плановых проверок, исполнение плана составило 90 %.

На 2013 год запланировано 7 357 проверок некоммерческих организаций. В установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 порядке план проверок согласован с органами прокуратуры Российской Федерации. Сводный план проверок некоммерческих организаций на 2013 год размещен на официальном сайте Минюста России, а также (в части, касающейся) на официальных сайтах территориальных органов Минюста России.

Основанием для включения некоммерческой организации в ежегодный план проверок, в соответствии с частью 8 статьи 9 Закона № 294-ФЗ, является истечение трех лет со дня:

- государственной регистрации некоммерческой организации;

- окончания проведения последней плановой проверки некоммерческой организации.

Во внеплановом порядке в 2012 году проведено 206 проверок или 3,3 % от общего количества плановых проверок.

Основания для проведения внеплановой проверки некоммерческой организации Минюстом России (территориальными органами) установлены пунктом 4.2 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ:

- поступление представления избирательной комиссии о проведении проверки в соответствии с пунктом 4 статьи 35 Закона № 95-ФЗ, пунктом 13 статьи 59 Закона № 67-ФЗ.

Согласно пункту 4.6 статьи 32 основанием для проведения внеплановой проверки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, является:

1) истечение содержащегося в предупреждении уполномоченного органа, ранее вынесенном некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, срока устранения нарушения;

2) поступление в уполномоченный орган обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации из средств массовой информации о фактах, свидетельствующих о наличии в деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, признаков экстремизма;

3) поступление в уполномоченный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления о нарушении некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности;

4) наличие приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа, изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Плановые и внеплановые проверки проводятся:

- в месте нахождения и (или) деятельности некоммерческой организации (далее - выездные проверки) – 1 055 проверок (16 %);

- без выезда на место нахождения и (или) деятельности некоммерческой организации (далее - документарные проверки) – 5 449 проверок (84 %).

Выездные проверки проводятся в случае проведения внеплановых проверок, а также при наличии необходимости проверки достоверности сведений, содержащихся в ранее представленных в Минюст России (территориальный орган) документах.

В иных случаях проверки проводятся в форме документарных проверок.

Проверка завершается составлением акта проверки.

Конечным результатом исполнения государственной функции является выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за соблюдением которых входит в компетенцию Минюста России (территориальных органов), путем применения мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации:

- вынесение предупреждения (внесение представления) – всего 45 731 предупреждение, в том числе по результатам проверок – 4 392;

- приостановление деятельности общественного объединения или религиозной организации - 21;

- возбуждение дела об административном правонарушении – 5 610;

- направление в суд заявления о ликвидации или прекращении деятельности некоммерческой организации – 8 916;

- направление мотивированного решения о запрете осуществления на территории Российской Федерации заявленной для осуществления программы или ее части, о запрете направления денежных средств и иного имущества определенным получателям указанных средств и иного имущества структурному подразделению иностранной некоммерческой неправительственной организации - 0;

- принятие решения об исключении филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций - 5.

В случае выявления при осуществлении контроля нарушений некоммерческими организациями, филиалами и представительствами международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за соблюдением которых не входит в компетенцию Минюста России (территориальных органов), в том числе в сфере предпринимательской деятельности, о выявленных нарушениях сообщается в соответствующий контрольно-надзорный орган (направляются документы, свидетельствующие о нарушениях).

В 2012 году совместно с другими уполномоченными государственными органами (преимущественно с органами прокуратуры Российской Федерации) проведено 27проверок (в том числе 1 внеплановая), по результатам проверок деятельности некоммерческих организаций в адрес правоохранительных органов направлено 7 сообщений о фактах выявленных нарушений для возбуждения уголовных дел.

В соответствии с пунктами 3, 3.1, 3.2 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ  некоммерческие организации обязаны ежегодно в срок не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным  представлять в Минюст России (территориальный орган) отчеты о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.

Формы документов, содержащие отчет о деятельности некоммерческих организаций, утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 г. № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».

Некоммерческие организации освобождаются от предоставления отчета по установленной форме, в том случае, если они отвечают одновременно трем критериям:

- если поступления имущества и денежных средств некоммерческих организаций  в течение года составили менее трех миллионов рублей;

- если они в течение года не имели  поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников;

- если в их деятельности не принимают участия иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства. 

Такие некоммерческие организации вправе направить в адрес Минюста России (его территориальных органов) уведомление либо заявление о своем соответствии названным требованиям и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности.

В целях обеспечения публичной открытости сведений о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций с 2010 года некоммерческие организации обязаны размещать отчеты или информацию о продолжении своей деятельности на информационных ресурсах Минюста России в сети Интернет, предназначенных для размещения отчетов и сообщений, доступ к которым осуществляется через официальный сайт Минюста России (www.minjust.ru) и официальные сайты его территориальных органов в сети Интернет.

Размещение отчета на Информационном портале Минюста России не требует дублирования его на бумажном носителе и поэтому значительно облегчает исполнение этой обязанности для некоммерческих организаций.

По состоянию на 15 марта 2013 года на Информационном портале Минюста России размещено 120 024 отчета некоммерческих организаций.

Структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации информирует уполномоченный орган об объеме получаемых данным структурным подразделением денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании, о предполагаемых для осуществления на территории Российской Федерации программах, а также о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам указанных денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

 

в) наименования и реквизиты нормативных правовых актов, регламентирующих порядок исполнения указанных функций

Указаны в разделе I

 

г) информация о взаимодействии органов государственного контроля (надзора) при осуществлении своих функций с другими органами государственного контроля (надзора), порядке и формах такого взаимодействия.

Положениями о Министерстве юстиции, о Главном управлении и Управлении Минюста России по субъектам Российской Федерации закреплена возможность организации взаимодействия органов юстиции с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъекта и органами местного самоуправления, органами прокуратуры, правоохранительными и судебными органами при решении возложенных на них задач, в том числе по реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.

Правовую основу взаимодействия составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные нормативные акты.

Взаимодействие осуществляется в следующих формах:

- информационный обмен между Минюстом России и (или) его территориальными органами и иными государственными органами, уполномоченными в сфере контроля за деятельностью некоммерческих организаций, на основании заключенных соглашений;

 - организация и проведение совместных мероприятий (коллегий, совещаний, семинаров, «круглых столов»);

- создание межведомственных рабочих групп, комиссий.

 

Названия и реквизиты заключенных соглашений о порядке и формах взаимодействия Минюста России и его территориальных органов с другими органами государственного контроля (надзора)

 

1. Соглашение между Министерством юстиции Российской Федерации и Федеральной службой по финансовому мониторингу и протокол об информационном взаимодействии  от 28 ноября 2012 г.;

2.  Соглашение о порядке информационного взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам от 16 октября 2009 г.; 

3.  Соглашение о порядке информационного взаимодействия Минюста России, его территориальных органов и Федеральной миграционной службы, ее территориальных органов при регистрации некоммерческих организаций, включая общественные объединения, политические партии и религиозные организации, а также при осуществлении контроля за соблюдением ими законодательства Российской Федерации от 26 февраля 2009 г.;  

4. Соглашение о порядке взаимодействия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации, его территориальных органов от 22 декабря 2008 г. 

 

д) сведения о выполнении функций по осуществлению государственного контроля подведомственными органам государственной власти организациями с указанием их наименований, организационно-правовой формы, нормативных правовых актов, на основании которых указанные организации осуществляют контроль

Подведомственных организаций (в части контроля за деятельностью некоммерческих организаций) не имеется      

 

е) сведения о проведенной работе по аккредитации юридических лиц и граждан в качестве экспертных организаций и экспертов, привлекаемых к выполнению мероприятий по контролю при проведении проверок

Эксперты и экспертные организации к контролю за деятельностью некоммерческих организаций привлекались единожды. 

 

Раздел III.

Финансовое и кадровое обеспечение государственного контроля

 

 

а) сведения, характеризующие финансовое обеспечение исполнения функций по осуществлению государственного контроля в сфере деятельности некоммерческих организаций

Расходы федерального бюджета в 2012 году

(некоммерческие организации)

млн руб.

Наименование расходов

Центральный аппарат

 

Территориальные органы

 

Итого

 

Оплата труда

648,8

1 192,8

1 841,5

в том числе

начисления на выплаты по оплате труда

136,8

276,6

413,4

Оплата работ, услуг

 

 

 

в том числе 

услуги связи

63,3

49,3

112,6

транспортные услуги

22,9

20,5

43,4

коммунальные услуги

32,1

31,4

63,5

арендная плата за пользование имуществом

0,6

148,8

149,4

работы, услуги по содержанию имущества

65,2

239,3

304,4

прочие работы, услуги

75,2

128,4

203,7

Прочие расходы

150,8

182,3

333,1

в том числе

 

 

 

увеличение стоимости основных средств

38,3

78,1

116,4

увеличение стоимости материальных запасов

53,9

70,0

123,9

 

Итого:

1 058,9

1 992,8

3 051,6

 

б) данные о штатной численности работников органов государственного контроля, выполняющих функции по контролю, и об укомплектованности штатной численности

Штатная численность гражданских служащих подразделений по делам некоммерческих организаций Минюста России по состоянию на 1 января 2013 г. составляет:

Департамент по делам некоммерческих организаций Минюста России - 56 государственных гражданских служащих, в том числе осуществляющих функции по контролю за деятельностью некоммерческих организаций – 22 (вакантных нет);

территориальные органы Минюста России - 807 государственных гражданских служащих, в том числе осуществляющих функции по контролю за деятельностью некоммерческих организаций - 561 штатных единиц (497 занятых, 64 вакантных).

 

в) сведения о квалификации работников, о мероприятиях по повышению их квалификации

Квалификация гражданских служащих, осуществляющих контрольные и надзорные функции в сфере деятельности некоммерческих организаций достаточно высокая. Все специалисты имеют высшее юридическое образование.

По стажу государственной службы: до 1 года  - 10,2%, от 1 года до 5 лет – 36,6%, от 5 до 10 лет – 25,3%, от 10 до 15 лет – 10,6%, свыше 15 лет – 17,3%.

В 2012 году Минюстом России на базе Российской правовой академии Минюста России организовано повышение квалификации гражданских служащих Минюста России по теме: «Правовые основы регистрации политических партий, общественных, религиозных и иных некоммерческих организаций, формирования их реестров. Проблемы функционирования НКО на современном этапе становления гражданского общества в Российской Федерации», ежегодное обучение прошли 65 государственных гражданских служащих.

 

г) данные о средней нагрузке на 1 работника по фактически выполненному в отчетный период объему функций по контролю

В 2012 году Минюстом России и его территориальными органами было проведено всего 68 733 мероприятия по контролю (проведение проверок деятельности некоммерческих организаций, вынесение предупреждений (представлений) по результатам проверок и по результатам систематического наблюдения и анализа состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности некоммерческих организаций, составление протоколов об административных правонарушениях, предъявление в суд исков о ликвидации (прекращении деятельности) некоммерческих организаций). Контрольные полномочия реализуют 583 государственных гражданских служащих (561 – в территориальных органах, 22 – в Департаменте по делам некоммерческих организаций Минюста России).

Таким образом, средняя нагрузка на 1 работника по фактически выполненному в 2012 году объему функций по контролю составляет 117 мероприятий.    

Раздел IV.

Проведение государственного контроля

 

 

а) сведения, характеризующие выполненную в отчетный период работу по осуществлению государственного контроля в сфере деятельности некоммерческих организаций

В 2012 г. Минюстом России и его территориальными органами проведено:

- 2 891 проверка деятельности общественных объединений, что на 1 % меньше, чем в 2011 г.;

- 2 177 проверок деятельности религиозных организаций, что на 8 % меньше, чем в 2011 г;

- 1 364 проверки деятельности некоммерческих организаций, что на 5 % меньше, чем в 2011 г.;

- 2 проверки соответствия деятельности отделений международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций целям, предусмотренным учредительными документами и законодательству Российской Федерации.

 

б) сведения о результатах работы экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю

нарушения законодательства Российской Федерации в деятельности некоммерческих организаций не выявлены.   

 

Раздел V.

Действия органов государственного контроля по пресечению

 нарушений обязательных требований и (или) устранению

 последствий таких нарушений

 

 

По результатам проведенных проверок деятельности некоммерческих организаций, а также по результатам систематического наблюдения (в смысле статьи 2 Закона № 294-ФЗ) за соблюдением некоммерческими организациями установленных законами обязанностей, иных обязательных требований в 2012 году Минюстом России и его территориальными органами:    

1) в адрес руководящих органов общественных объединений вынесено  23 938 письменных предупреждений и представлений (+3,6 %).

В связи с не устранением в установленный срок нарушений законодательства Российской Федерации, послуживших основанием для вынесения представления, принято 21 решение о приостановлении деятельности общественных объединений  (-38,2 %).

В отношении общественных объединений и их должностных лиц в отчетном периоде составлено 2 785 протоколов об административных правонарушениях (+8 %), в суды направлено 4 910 (-27,1 %) исковых заявлений связи с прекращением уставной деятельности и 60 (-24,1 %) исков о ликвидации в связи с выявленными нарушениями законодательства.

2) в адрес руководящих органов религиозных организаций вынесено  3 094 письменных предупреждения (-5,3 %). Это объясняется примерно равным увеличением количества «законопослушных» религиозных организаций, своевременно представивших отчеты о своей деятельности в адрес Минюста России и его территориальных органов.

В отношении религиозных организаций и их должностных лиц в 2012 году составлено 327 протоколов об административных правонарушениях (+3,5 %), в суды направлено 56 исковых заявлений о ликвидации религиозных организаций в связи с выявленными нарушениями законодательства и 53 (-44,2 %) – в связи с прекращением уставной деятельности.

3) в адрес руководящих органов некоммерческих организаций вынесено 18 230 письменных предупреждений (-4 %), в суды направлено 3 835 (-16,2 %) исковых заявлений о ликвидации в связи с выявленными нарушениями законодательства. В отношении некоммерческих организаций и их должностных лиц в 2012 году составлено 2 492 протокола об административных правонарушениях (+1,4 %).

4) в адрес руководящих органов региональных отделений политических партий по статье 39 Закона № 95-ФЗ вынесено 397 предупреждений об устранении и недопущении впредь нарушений законодательства (+1340,9 %), в отношении 6 отделений составлены протоколы об административных правонарушениях (+ 200 %).   

5) в связи с выявленными нарушениями законодательства (преимущественно связанных с непредставлением установленной законом ежеквартальной отчетности) в адрес руководителей филиалов (представительств) иностранных некоммерческих неправительственных организаций вынесено 55 письменных предупреждений; сведения о 5 филиалах (представительствах) исключены из реестра. 

По результатам проверок вынесено 5 письменных предупреждений об устранении нарушений законодательства, направлено 1 заявление в суд о ликвидации соответствующих отделений. Решение суда по состоянию на 15 марта 2013 г. не вступило в законную силу.  

 

Раздел VI.

Анализ и оценка эффективности государственного контроля

 

 

1) Выполнение утвержденного плана проведения проверок – 90 %(запланировано: 7 197, выполнено: 6 497), в 2011 году – 85 %;

2) на 1 января 2013 года зарегистрировано 35 780 профсоюзных организаций. В соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона от 12 января 1996 г.  № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.

Контрольные полномочия Минюста России в сфере некоммерческих организаций не распространяются также на государственные корпорации - 7.

Таким образом, доля юридических лиц, в отношении которых были проведены проверки – 6 430 (в процентах от общего количества юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации – 187 960) составляет – 3,4 %;

3) доля проведенных внеплановых проверок – 206 (в процентах от общего количества проведенных проверок 6 497) – 3,2 %;

4) доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений, с которыми связано возникновение угрозы причинения вреда, жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью предотвращения угрозы причинения такого вреда (в процентах от общего количества проведенных внеплановых проверок) составила – 0 %;

5) доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также угрозу чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах от общего числа проверенных лиц) составляет – 0 %;

6) доля внеплановых проверок, проведенных по фактам нарушений обязательных требований, с которыми связано причинение вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с целью прекращения дальнейшего причинения вреда и ликвидации последствий таких нарушений (в процентах от общего количества проведенных внеплановых проверок) составляет – 0 %;

7) доля юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, в деятельности которых выявлены нарушения обязательных требований, явившиеся причиной причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в процентах от общего числа проверенных лиц) – 0 %;

8) доля выявленных при проведении внеплановых проверок правонарушений, связанных с неисполнением предписаний - 109 (в процентах от общего числа выявленных правонарушений 11 333) составляет -  1 %;

9) доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений возбуждены дела об административных правонарушениях - 221 (в процентах от общего числа проверок, в результате которых выявлены правонарушения 4 392) составляет – 5 %;

10) доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные взыскания, в том числе по видам наказаний - 359 (в процентах от общего числа проверок, в результате которых выявлены правонарушения 4 392) – 8,2 %;

По результатам рассмотрения судами протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами территориальных органов Минюста России, к административной ответственности в виде штрафа привлечено 108 некоммерческих организаций и 44 должностных лица, на общую сумму 767 тысяч рублей, из которых на конец 2012 года оплачено 386 тысяч рублей (55 %).

11) доля проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений материалы переданы в правоохранительные органы для возбуждения уголовных дел – 7 (в процентах от общего числа проверок, в результате которых выявлены правонарушения 4 392) – 0,2 %;

12) доля заявлений органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, направленных в органы прокуратуры о согласовании проведения внеплановых проверок -126, в согласовании которых было отказано в связи с нарушением порядка и отсутствием оснований для проведения таких проверок – 15 (в процентах от общего числа направленных в органы прокуратуры заявлений) – 11,9 %.

13) доля проверок, проведенных органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля с нарушением требований законодательства о порядке их проведения, по результатам выявления которых к должностным лицам органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, осуществившим такие проверки, применены меры дисциплинарного, административного наказания - 6 (в процентах от общего числа проведенных проверок 6 497) – 0,1 %.

 

Раздел VII.

Выводы и предложения по результатам государственного контроля

 

 

а) выводы и предложения по результатам осуществления государственного контроля (надзора)

Анализ осуществления Минюстом России государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций в 2012 году позволяет сделать следующие выводы:

- план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2012  год выполнен;

- соблюдены установленные сроки проведения проверок;

- обеспечен контроль за исполнением предписаний и устранением нарушений обязательных требований по результатам проверок;

- обеспечено информирование общественности о результатах контрольно-надзорной деятельности Минюста России и его территориальных органов путем размещения информации на официальных сайтах;

- продолжается совершенствование механизмов взаимодействия с органами прокуратуры, иными надзорными органами, органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия в сфере деятельности некоммерческих организаций с целью обеспечения эффективности контрольно-надзорной деятельности;

- обеспечено повышение уровня квалификации специалистов территориальных органов Минюста России по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций.

Таким образом, в отчетном периоде деятельность Минюста России по осуществлению государственного контроля (надзора) проведена в полном объеме, с соблюдением сроков, в соответствии с требованиями норм действующего законодательства Российской Федерации.

б) предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования и осуществления государственного контроля в соответствующей сфере деятельности

Внеплановая проверка некоммерческой организации, не являющейся выполняющей функции иностранного агента, может быть проведена по единственному основанию, установленному пунктом 4.2 статьи 32 Закона № 7-ФЗ.

Перечень оснований для внеплановых проверок некоммерческих организаций был сокращен в связи с принятием Федерального закона от 16 ноября 2011 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Основания для проведения внеплановых проверок, предусмотренные статьей 10 Закона № 294-ФЗ, являющиеся общими по отношению ко всем юридическим лицам, при осуществлении контроля деятельности некоммерческих организаций применяться не могут.

Таким образом, Минюст России и его территориальные органы лишены возможности своевременного реагирования на поступление сведений о наличии нарушений некоммерческими организациями законодательства Российской Федерации, что существенно снижает эффективность федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций.

На основании вышеизложенного полагаем необходимым внести изменения  в статью 32 Закона № 7-ФЗ, предусмотрев возможность установления дополнительных оснований для проведения внеплановых проверок некоммерческих организаций, в отношении которых имеются сведения о нарушении ими законодательства Российской Федерации.

в) иные предложения, связанные с осуществлением государственного контроля (надзора), муниципального контроля и направленные на повышение эффективности такого контроля (надзора) и сокращение административных ограничений в предпринимательской деятельности

Не имеется.

 

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).