Вы здесь

Обзор типичных нарушений обязательных требований, выявленных при осуществлении контрольно-надзорных функций Управления Минюста России по Саратовской области в отношении некоммерческих организаций

Обзор типичных нарушений обязательных требований, выявленных
при осуществлении контрольно-надзорных функций Управления Минюста России по Саратовской области
в отношении некоммерческих организаций

В ходе осуществления Управлением Министерства юстиции Российской Федерации контроля (надзора) за деятельностью общественных объединений и некоммерческих организаций выявлено, что общественными объединениями и некоммерческими организациями допускаются следующие типичные нарушения законодательства:
1.    Наиболее распространенными нарушениями законодательства Российской Федерации, выявленными в результате проведения проверок деятельности некоммерческих организаций являются:
- в нарушение абзаца второго части первой статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», в соответствии с которой общественное объединение обязано соблюдать нормы, предусмотренные его уставом, а также в нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым  некоммерческие организации обязаны также соблюдать требования своего устава и законодательства Российской Федерации, общественными объединениями и некоммерческими организациями не соблюдаются положения собственных уставов в части периодичности переизбрания органов управления, периодичности проведения заседаний органов управления, принятия постоянно действующим руководящим органом некоммерческой организации решений, которые  входят в исключительную компетенцию  ее высшего руководящего органа;  в части соблюдения порядка утверждения высшими органами управления некоммерческой организации финансовых планов и внесения в них изменений, годовых отчетов, годовых бухгалтерских балансов;
- в нарушение положений абзаца седьмого части первой статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» об оказании содействия представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с их деятельностью в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации, общественные объединения  не представляют на проверку все необходимые документы, указанные в уведомлении о проверке.
- в нарушение положений абзаца седьмого части первой статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» об оказании содействия представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с их деятельностью в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации, общественные объединения не представляют на проверку все необходимые документы, указанные  в уведомлении о проверке;
- в нарушение требований части второй статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» некоммерческие организации не исполняли обязанность по информированию Управления об изменении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (в частности, изменений, касающихся сведений об адресе организации и лице, имеющем право действовать без доверенности от имени организации) в течение трех дней с момента таких изменений и не представляли соответствующие документы для государственной регистрации таких изменений;
- в нарушение статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в некоммерческих организациях отсутствуют приказы о принятии учетной политики;
- в  нарушение статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» у благотворительных организации отсутствуют благотворительные программы;
- в  нарушение статьи 24 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» выявлены факты использования некоммерческими организациями печати с неполным наименованием организации либо использование на бланках и печатях общественного объединения (некоммерческой организации), а также на сайтах в сети Интернет символики, совпадающей с государственной символикой Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (в частности использование герба Саратовской области, что является нарушением Закона Саратовской области от 05.09.1996 «О гербе и флаге Саратовской области»);
- в нарушение пункта 5 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации в ходе осуществления своей деятельности используют символику, описание которой отсутствует в учредительных документах;
- в нарушение пункта 3 статьи 27 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» заключение сделки с заинтересованным лицом не было согласовано с органами управления  или органом надзора организации;
 - в нарушение пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» ранее зарегистрированные уставы некоммерческих организаций не содержат указания на все виды деятельности организаций;
- в нарушение пункт 13 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», пункт 5 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность не сформировали имущество для осуществления приносящей доход деятельности;
- несоблюдение некоммерческими организациями требований законодательства (статья 181.2 Гражданского кодекса российской Федерации) в части оформления решений органов управления некоммерческими организация, принимаемых на собраниях (оформление протоколов коллегиальных органов управления);
- в нарушение абзаца 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» многие некоммерческие организации не имеют самостоятельный баланс и (или) смету, не составляют смету доходов и расходов.

В ходе осуществления Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области контроля за деятельностью религиозных организаций выявлено, что религиозными организациями допускаются типичные нарушения законодательства Российской Федерации, а именно:
1. В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Федерального закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон
о некоммерческих организациях) некоммерческая организация вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, описание которых должно содержатся  в учредительных документах.
В нарушение указанного положения законодательства религиозные организации используют в своей деятельности (на бланках, в печати) символику, описание которой в уставе религиозной организации отсутствует.
2. В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон о свободе совести) религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.
В нарушение указанного положения законодательства религиозные организации при осуществлении своей деятельности используют сокращенное (неполное) наименование. Осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, в том числе выпуск или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки, с указанным наименованием или
с неполной либо заведомо ложной маркировкой, является административным правонарушением, предусмотренным пунктом 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 8.1 пункта 8 Закона о свободе совести порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией
и лицами, входящими в состав ее органов, определяются уставом и внутренними установлениями религиозной организации.
В нарушение указанного положения законодательства уставы религиозных организаций зачастую не содержат порядка принятия решения различными органами религиозной организации; сведений, из числа каких лиц состоят указанные органы, а также на какой основе (при каких условиях) лица входят
в состав органов религиозной организации.
4. В нарушение пункта 1 статьи 10 Закона о свободе совести религиозные организации осуществляют свою деятельность с нарушениями положений собственного устава, а именно не соблюдаются положения уставов относительно периодичности проведения заседаний органов управления, срока их полномочий
и порядка формирования.
5. В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Закона
о свободе совести сделки по распоряжению недвижимым имуществом, включая сделки, направленные на его отчуждение, приобретение, передачу его
в аренду, безвозмездное пользование, а также договоры займа и кредитные договоры совершаются религиозной организацией с письменного согласия органа религиозной организации, уполномоченного уставом религиозной организации на письменное согласование таких сделок (уполномоченного органа религиозной организации).
В нарушение указанного положения законодательства уставами религиозных организаций не предусмотрен орган, уполномоченный на письменное согласование сделок по распоряжению имуществом организаций.

По результатам проверок финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций в основном выявляются нарушения Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в части несоблюдения порядка утверждения высшими органами управления некоммерческой организации финансовых планов и внесения в них изменений, годовых отчетов, годовых бухгалтерских балансов.

2.  В ходе осуществления текущего контроля, в том числе анализа отчетов некоммерческих организаций, установлены также следующие типичные нарушения законодательства:
- в нарушение абзаца третьего части первой статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественные организация  не исполняют обязанность по ежегодному опубликованию отчетов об использовании своего имущества или обеспечению доступности ознакомления с указанными отчетами;
- в нарушение абзаца 4 части 1 статьи 29  Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественными организациями не представляется информация о продолжении деятельности;
- в нарушение абзаца 8 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» отчеты по форме № ОН0003, утвержденной приказом Минюста России от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» представляются несвоевременно;
- в  нарушение пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», пунктов 2 и 3 Порядка размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста России от 07.10.2010 № 252, некоммерческими организациями не  размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», не публикуются в средствах массовой информации отчеты о своей деятельности, либо размещаются несвоевременно;
- в нарушение пункта 3.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческие организации несвоевременно представляют в Управление информацию о продолжении деятельности;
- в нарушение статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и о благотворительных организациях» благотворительные организации несвоевременно представляют отчеты о благотворительной деятельности или предоставляют их в полном объеме;
- в нарушение пункта 2 статьи 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» фонды не исполняют обязанность по опубликованию отчетов об использовании своего имущества.

Типичные ошибки, допускаемые некоммерческими организациями при заполнении форм отчетности формам, утвержденным приказом Минюста России от 29.03.2010 №72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организации»:

1. В строке наименование некоммерческой организации, предоставляющей отчетность, заполняется не полное наименование некоммерческой организации.
2. Не заполняется ИНН/КПП.
3. Не заполняются все строки форм отчетности:
- не указывается лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета в некоммерческой организации;
- не указывается должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации.
4. Неверно указываются полученные и (или) израсходованные суммы, не в тысячах рублях.
5. При заполнении листа А формы ОР0001 либо ОН0001 сведения о персональном составе руководящих органов организации, не полностью заполняются сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации, а именно не заполняются дата рождения, гражданство, данные документа, удостоверяющего личность и адрес (место жительства).
6. В графах отчетности, в которых показатели не подлежали внесению ввиду их отсутствия, не проставляются прочерки.

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).