Вы здесь

Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента. Особенности государственной регистрации и предоставления ежегодных отчетов.

21.11.2012 вступил в действие Федеральный закон от 20.07.2012 № 121-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» (далее - Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»). Указанный федеральный закон направлен на организацию общественного контроля за деятельностью некоммерческих организаций, участвующих в политической жизни Российской Федерации и получающих денежные средства из-за рубежа.

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» внесены изменения в положения Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ
«О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон).

В частности, ст.2 Федерального закона дополнена п.6, в соответствии с которым под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе, в интересах иностранных источников в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она участвует (в том числе путем финансирования) в организации и проведении политических акций в целях воздействия на принятие государственными органами решений, направленных на изменение проводимой ими государственной политики, а также в формировании общественного мнения в указанных целях.

К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.

Таким образом, Федеральным законом выделено два основных квалифицирующих признака:

- получение средств из иностранных источников (прямо или опосредовано);

- участие в политической деятельности согласно федеральному законодательству.

Для признания организации иностранным агентом необходимо наличие обоих признаков одновременно, то есть как наличие финансирования из иностранных источников, так и участие в политической деятельности сами по себе не являются достаточными для признания организации «иностранным агентом».

В соответствии с пп.9 п.5 ст.13.1 Федерального закона некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, для государственной регистрации при создании некоммерческой организации, наряду с иными документами, подают заявление о включении некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В соответствии с п.10 ст.13.1 Федерального закона
и приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 30.11.2012 № 223
«О порядке ведения реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» порядок ведения указанного реестра устанавливается уполномоченным органом.

В соответствии с абз.5 ст.24 Федерального закона
материалы, издаваемые некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и распространяемые ею, в том числе через средства массовой информации, а также с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Кроме того, в ст.32 Федерального закона внесён ряд дополнительных положений, которые обязывают некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представлять дополнительную отчётность, а именно:

- некоммерческие организации, получившие денежные средства и иное имущество от иностранных источников, ведут раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках поступлений от иностранных источников, и доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках иных поступлений;

- годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации подлежат обязательному аудиту;

-  некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

- некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально, аудиторское заключение – ежегодно;

- некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, обязаны один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган;

- плановые проверки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, проводятся не чаще чем один раз в год.

Основанием для проведения внеплановой проверки некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, является:

1) истечение содержащегося в предупреждении уполномоченного органа, ранее вынесенном некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, срока устранения нарушения;

2) поступление в уполномоченный орган обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации из средств массовой информации о фактах, свидетельствующих о наличии в деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, признаков экстремизма;

3) поступление в уполномоченный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления о нарушении некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, законодательства Российской Федерации в сфере ее деятельности;

4) наличие приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа, изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

В соответствии с пп.6 п.5 ст.32 Федерального закона
в отношении некоммерческой организации Министерство юстиции Российской Федерации, его территориальные органы,  а также должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: приостанавливать своим решением на срок не более шести месяцев деятельность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее  в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Если в течение установленного срока приостановления деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, она подаст в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный п.10 ст.13.1 Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, такая некоммерческая организация возобновляет свою деятельность со дня ее включения в указанный реестр (п.6.1 ст.32 Федерального закона).

Согласно п.7 ст.32 Федерального закона некоммерческая организация, намеревающаяся после государственной регистрации осуществлять свою деятельность в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, обязана до начала осуществления такой деятельности подать в уполномоченный орган заявление о включении ее в предусмотренный п.10 ст.13.1 Федерального закона реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Кроме того, 25.11.2012 вступил в силу Федеральный закон от 12.11.2012
№192-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым введена административная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

По итогам проведенной Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Чеченской Республике в июле 2015 внеплановой проверки Чеченской региональной общественной организации «Правозащитный центр Чеченской Республики» 21.08.2015 Министерством юстиции Российской Федерации данная организация внесена в реестрнекоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Управлением 28.08.2015 г. составлен административный протокол в отношении Чеченской региональной общественной организации «Правозащитный центр Чеченской Республики».

Статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации и ч.10 ст.32 Федерального закона органам юстиции предоставлено право обращаться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации в связи с нарушением ею закона.

Указанные санкции могут быть применены к некоммерческой организации в случае подтверждения фактического осуществления ею деятельности в качестве иностранного агента с нарушением требований закона.

Решение о приостановлении деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, как и другие санкции, может быть обжаловано в суд.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что Федеральный закон
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» является важной частью государственной политики и обеспечивает контроль за деятельностью некоммерческих организаций, участвующих, в том числе, в интересах иностранных источников, в политической деятельности Российской Федерации и получающих денежные средства из-за рубежа.

Несмотря на то, что каждый из рассмотренных признаков признания некоммерческой организации иностранным агентом достаточно широк, для того чтобы считать некоммерческую организацию «иностранным агентом», все эти признаки должны проявиться одновременно.

Организациям, деятельность которых с деятельностью иностранного агента не ассоциируется, но связана с риском признания таковой, можно рекомендовать разработать набор определенных стандартов (как во внутренней деятельности, так и в отношении выбора контрагентов), чтобы исключить квалификацию деятельности как иностранного агента и неукоснительно следовать этим стандартам. Поскольку признак финансирования из иностранных источников при буквальном толковании весьма широк, акцент необходимо делать на отказ от участия в политической деятельности. Компонентами внутренних стандартов должен быть набор принципов, относящихся к организации, финансированию или участию в мероприятиях, позволяющий избежать признания таких мероприятий политическими акциями, а также набор принципов отбора контрагентов, обеспечивающих защиту некоммерческой организации от втягивания в политическую деятельность помимо ее воли.

Кроме этого, всем некоммерческим организациям необходимо сформулировать политику принятия денежных средств в качестве пожертвований, установив определенный режим принятия пожертвований от иностранных граждан и организаций, чтобы исключить поступление таких средств без согласия некоммерческой организации.

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).