Вы здесь

Административный регламент по осуществлению контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния

 

 Утвержден

приказом Министерства юстиции

Российской Федерации

 от 20.11.2012 г. №  212 

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

ИСПОЛНЕНИЯ МИНИСТЕРСТВОМ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ

 

I. Общие положения

 

1. Административный регламент исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния (далее - Административный регламент) устанавливает сроки и последовательность административных процедур (действий) при осуществлении Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами (далее - Минюст России, территориальные органы) контроля за осуществлением полномочий Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния, в том числе при проведении проверок деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, истребовании документов и внесении предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.

 

Наименование государственной функции

 

2. Государственная функция по осуществлению контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния (далее - государственная функция).

3. Государственная функция исполняется федеральными государственными гражданскими служащими Минюста России и его территориальных органов (далее - гражданские служащие) в отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (их структурных подразделений), в компетенцию которых входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации; органов записи актов гражданского состояния (государственных и муниципальных); органов местного самоуправления, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, при наделении их законом субъекта Российской Федерации полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния (далее – органы ЗАГС).

 

Наименование федерального органа исполнительной власти, исполняющего государственную функцию

 

4. Исполнение государственной функции по осуществлению контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, осуществляется Минюстом России и его территориальными органами.

 

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции

 

5. Исполнение государственной функции, предусмотренной настоящим Административным регламентом, осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

Конституция Российской Федерации (Российская газета, 1993, № 237; 2008, № 267);

часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 32, ст. 3301; 1996, № 9, ст. 773; № 34, ст. 4026; 1999, № 28, ст. 3471; 2001, № 17, ст. 1644; № 21, ст. 2063; 2002, № 12, ст. 1093; № 48, ст. 4746, ст. 4737; 2003, № 52 (ч. I), ст. 5034; 2004, № 27, ст. 2711, № 31, ст. 3233; 2005, № 1, ст. 18, ст. 39, ст. 43; № 27, ст. 2722; № 30 (ч. II), ст. 3120; 2006, № 2, ст. 171; № 3, ст. 282; № 23, ст. 2380; № 27, ст. 2881; № 31 (ч. I), ст. 3437; № 45, ст. 4627; № 50, ст. 5279; № 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. I), ст. 21; № 7, ст. 834; № 27, ст. 3213; № 31, ст. 3993; № 41, ст. 4845; № 49, ст. 6079; № 50, ст. 6246; 2008, № 17, ст. 1756; № 20, ст. 2253; № 29 (ч. I), ст. 3418; № 30 (ч. I), ст. 3597; № 30 (ч. II), ст. 3616, ст. 3617; 2009, № 1, ст. 14, ст. 19, ст. 20, ст. 23; № 7, ст. 775; № 26, ст. 3130; № 29, ст. 3582, ст. 3618; № 52 (ч. I), ст. 6428; 2010, № 19, ст. 2291; № 31, ст. 4163; 2011, № 7, ст. 901; № 15, ст. 2038, № 49 (ч. I), ст. 7041, № 50, ст. 7347);

Семейный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 1, ст. 16; 1997, № 46, ст. 5243; 1998, № 26, ст. 3014; 2000, № 2, ст. 153; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1 (ч. I), ст. 11; 2006, № 23, ст. 2378; № 52 (ч. I), ст. 5497; 2007, № 1 (ч. I), ст. 21; № 30, ст. 3808; 2008, № 17, ст. 1756; № 27, ст. 3124; 2010, № 52 (ч. I), ст. 7001; 2011, № 19, ст. 2715; № 49 (ч. I), ст. 7029, ст. 7041);

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4532; 2003, № 27 (ч. I), ст. 2700; № 30, ст. 3101; 2004, № 5, ст. 403; № 9, ст. 831; № 24, ст. 2335; № 31, ст. 3230; № 45, ст. 4377; 2005, № 1 (ч. I), ст. 20;  30 (ч. I), ст. 3104; 2006, № 1, ст. 8; № 3, ст. 337; № 45, ст. 4738; № 50, ст. 5303; 2007, № 30, ст. 3988; № 31, ст. 4011; № 41, ст. 4845; № 43, ст. 5084; № 50, ст. 6243; 2008, № 24, ст. 2798; № 29 (ч. I), ст. 3418; № 30 (ч. I), ст. 3603, № 48, ст. 5518; 2009, № 7, ст. 771, ст. 775; № 11, ст. 1367; № 14, ст. 1578, 1579; № 26, ст. 3122, ст. 3126; № 45, ст. 5264; 2010, № 7, ст. 701; № 11, ст. 1169; № 14 ст. 1734; № 18, ст. 2145; № 19, ст. 2357; № 30, ст. 4009; № 31, ст. 4163; № 50, ст. 6611; № 52 (ч. I), ст. 7004; 2011, № 15, ст. 2039, ст. 2040; № 19, ст. 2715; № 25, ст. 3533; № 49 (ч. V), ст. 7066, ст. 7067; 2012, № 7, ст. 784; № 11, ст. 1366; № 18, ст. 2127; № 25, ст. 3266);

глава 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2004, № 45, ст. 4377; 2005, № 1 (ч. I), ст. 29, 30; № 30 (ч. I), ст. 3117; № 32, ст. 3396; № 50, ст. 5246; № 52 (ч. I), ст. 5581; 2006, № 1, ст. 12; № 27, ст. 2881; № 31 (ч. I), ст. 3436; № 43, ст. 4412; 2007, № 1 (ч. I), ст. 7; № 31, ст. 4013; № 46, ст. 5553, 5554; № 49, ст. 6045, 6071; 2008, № 29 (ч. II), ст. 3576; № 52 (ч. I) ст. 6218, 6219, 6227, 6236; 2009, № 1, ст. 19; № 29, ст. 3582, 3625, 3642; № 30, ст. 3735; № 48, ст. 5733; № 52 (ч. I), ст. 6450; 2010, № 15, ст. 1737; № 18, ст. 2145, № 19, ст. 2291, № 28, ст. 3553; № 31, ст. 4198; № 32, ст. 4298; № 40, ст. 4969; № 46, ст. 5918; № 48, ст. 6247; 2011, № 1, ст. 7; № 17, ст. 2318; № 27, ст. 3881; № 30 (ч. I), ст. 4566, 4575; 4583, 4587, 4593, № 47, ст. 6608, № 48, ст. 6731; № 49 (ч. V), ст. 7061, 7063, № 50, ст. 7347; 2012, № 18, ст. 2128; № 24, ст. 3066; № 29, ст. 3980; № 31, ст. 4322);

Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 47, ст. 5340; 2001, № 44, ст. 4149; 2002, № 18, ст. 1724; 2003, № 17, ст. 1553; № 28, ст. 2889; № 50, ст. 4855; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1 (ч. I), ст. 25; 2006, № 1, ст. 10; № 31 (ч. I), ст. 3420; 2008, № 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, № 29, ст. 3606; 2010, № 15, ст. 1748; № 31, ст. 4210; 2011, № 27, ст. 3880; № 49 (ч. V), ст. 7056; № 50, ст. 7342; 2012, № 24, ст. 3068; № 31, ст. 4322);

Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 19, ст. 2060; 2010, № 27, ст. 3410; № 31, ст. 4196; 2012, № 31, ст. 4470);

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4179; 2011, № 15, ст. 2038; № 27, ст. 3880; № 29, ст. 4291; № 30 (ч. I), ст. 4587; № 49 (ч. V), ст. 7061; 2012, № 31, ст. 4322);

Указ Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 42, ст. 4180; 2005, № 44, ст. 4535; № 52 (ч. III), ст. 5690; 2006, № 12, ст. 1284; № 19, ст. 2070; № 23, ст. 2452, № 38, ст. 3975, № 39, ст. 4039; 2007, № 13, ст. 1530, № 20, ст. 2390; 2008, № 10 (ч. II), ст. 909; № 29 (ч. I), ст. 3473; № 43, ст. 4921; 2010, № 4, ст. 368; № 19, ст. 2300; 2011, № 21, ст. 2927, ст. 2930; № 29, ст. 4420; 2012, № 8, ст. 990; № 18, ст. 2166; № 22, ст. 2759; № 38, ст. 5070);

Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.1994 № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти и уполномоченном органе управления использованием атомной энергии» (Собрание законодательства Российской Федерации», 2005, № 30 (ч. II), ст. 3165; 2012, № 31, ст. 4368);

Постановление Правительства Российской Федерации от 06.07.1998 № 709 «О мерах по реализации Федерального закона «Об актах гражданского состояния» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 28, ст. 3359; № 45, ст. 5522; 2006, № 7, ст. 776; 2008, № 50, ст. 5958);

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.10.1998 № 1274 «Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 45, ст. 5522; 2006, № 7, ст. 776);

Постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.1999 № 432 «Об утверждении Правил заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 17, ст. 2149; 2006, № 7, ст. 776);

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 № 146 «Об утверждении Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22.05.2009, регистрационный № 13985) с изменениями, внесенными приказами Министерства юстиции Российской Федерации от 01.04.2010 № 76 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 08.04.2010, регистрационный № 16826), от 15.04.2010 № 91 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21.04.2010, регистрационный № 16948), от 27.09.2010 № 237 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19.10.2010, регистрационный № 18756), от 24.01.2011 № 23 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17.02.2011, регистрационный № 19872), от 19.09.2011 № 314 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27.09.2011, регистрационный № 21904), от 16.12.2011 № 430 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21.12.2011, регистрационный № 22715), от 16.07.2012 № 136 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20.07.2012, регистрационный № 24966), от 16.07.2012 № 138 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 07.09.2012, регистрационный № 25408),от 30.08.2012 № 171 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17.09.2012, регистрационный № 25485);

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009 № 147 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22.05.2009, регистрационный № 13984) с изменениями, внесенными приказами Министерства юстиции Российской Федерации от 01.04.2010 № 76 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 08.04.2010, регистрационный № 16826), от 15.04.2010 № 91 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21.04.2010, регистрационный № 16948), от 27.09.2010 № 237 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19.10.2010, регистрационный № 18756), от 24.01.2011 № 23 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17.02.2011, регистрационный № 19872), от 19.09.2011 № 314 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27.09.2011, регистрационный № 21904, от 16.07.2012 № 136 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20.07.2012, регистрационный № 24966), от 16.07.2012 № 138 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 07.09.2012, регистрационный № 25408),от 30.08.2012 № 171 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17.09.2012, регистрационный № 25485);

Приказ Федеральной архивной службы и Министерства юстиции Российской Федерации от 02.08.1999 № 38/230 «Об утверждении Правил передачи в государственные архивы книг государственной регистрации актов гражданского состояния, собранных из первых экземпляров записей актов гражданского состояния, и метрических книг» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14.09.1999, регистрационный № 1893);

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, Министерства внутренних дел, Министерства культуры Российской Федерации от 30.11.2010 № 366/591/818/739  «Об утверждении форм справок о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14.12.2010, регистрационный № 19179);

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29.11.2011 № 412 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13.12.2011, регистрационный № 22554);

Приказ Министерства иностранных дел Российской Федерации и  Министерства юстиции Российской Федерации №10489/124 от 29.06.2012 «Об утверждении Административного регламента Министерства иностранных дел Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по истребованию личных документов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25.07.2012, регистрационный № 25033).

 

Предмет контроля и надзора в сфере государственной регистрации

актов гражданского состояния

 

6. Предметом контроля в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния является обеспечение осуществления полномочий Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния.

7. Предметом надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния является соблюдение органами ЗАГС обязательных требований, установленных законодательством об актах гражданского состояния и требований, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 

Права и обязанности должностных лиц при осуществлении

контроля и надзора в сфере государственной регистрации

актов гражданского состояния

 

8. Гражданские служащие Минюста России и территориальных органов, уполномоченные на проведение проверки (далее – уполномоченные лица), имеют право:

а) направлять запросы в уполномоченные государственные органы и организации для подтверждения соблюдения или нарушения органами ЗАГС требований в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;

б) использовать технику и оборудование, принадлежащие Минюсту России (территориальному органу);

в) осуществлять иные действия, предусмотренные Административным регламентом.

9. Уполномоченные лицаобязаны:

а) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;

б) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы органа ЗАГС, проверка которого проводится;

в) проводить проверку на основании приказа Минюста России (территориального органа);

г) проводить проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебных удостоверений, копии приказа Минюста России (территориального органа);

д) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю органа ЗАГС присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

е) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю органа ЗАГС, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;

ж) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя органа ЗАГС с результатами проверки;

з) учитывать при определении мер воздействия, принимаемых по фактам выявленных нарушений, соответствие указанных мер тяжести нарушений, а также не допускать необоснованное ограничение прав и законных интересов проверяемых органов ЗАГС;

и) соблюдать сроки проведения проверки;

к) не требовать от проверяемого органа ЗАГС документы и иные сведения, представление которых не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

л) перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя органа ЗАГС ознакомить их с положениями Административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка;

м) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок;

н) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании проверяемым органом ЗАГС, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Использование в процессе проведения проверок уполномоченными лицамиматериально-технических ресурсов, имущества, финансовых и иных средств органа ЗАГС не допускается, за исключением случаев предоставления отдельного изолированного помещения, необходимых организационно-технических средств и средств связи (при наличии возможности) при проведении выездной проверки.

 

Права и обязанности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, в отношении которых осуществляется

контроль и надзор в сфере государственной регистрации

актов гражданского состояния

 

10.  Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель органа ЗАГС при проведении проверки имеют право:

а) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

б) получать от уполномоченных лицинформацию, которая относится к предмету проверки;

в) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с действиями отдельных уполномоченных лиц;

г) представлять возражения;

д) обжаловать действия (бездействие), решения уполномоченных лиц, повлекшие за собой нарушение прав органа ЗАГС при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11. Органы ЗАГС при проведении проверки обязаны представлять уполномоченным лицамдокументы, необходимые для проверки.

 

 

 

 

Описание результата исполнения государственной функции

 

12. Результатом исполнения государственной функции является получение объективной информации о соблюдении законодательства Российской Федерации органом ЗАГС, а также выявление, пресечение и предупреждение нарушений в его деятельности при государственной регистрации актов гражданского состояния.

13. Исполнение государственной функции завершается подписанием акта проверки, в зависимости от содержания которого:

- органу ЗАГС вносится предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;

- руководителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации, и (или) высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации направляется информация о выявленных в ходе проверки нарушениях законодательства Российской Федерации;

- подготавливается представление Минюста России о временном изъятии Правительством Российской Федерации полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в случае их ненадлежащего осуществления.

 

II. Требования к порядку исполнения государственной функции

 

Порядок информирования об исполнении

государственной функции

 

14. Место нахождения Минюста России: г. Москва, ул. Житная, д. 14.

Почтовый адрес для направления в Минюст России обращений по вопросам исполнения государственной функции: ул. Житная, д. 14, г. Москва, ГСП-1, 119991.

Место принятия обращений Минюста России: г. Москва, ул. Житная, д. 14.

График работы Минюста России:

 

     Понедельник           9.00 - 18.00

         Вторник                   9.00 - 18.00

         Среда                       9.00 - 18.00

         Четверг                    9.00 - 18.00

         Пятница                   9.00 - 16.45

         Суббота                   выходной

         Воскресенье            выходной

 

График (режим) работы территориальных органов Минюста России определяется служебным распорядком, утвержденным приказом территориального органа Минюста России.

15. Информация о местах нахождения и телефонах Минюста России (территориальных органов) предоставляется непосредственно в помещениях Минюста России (территориальных органов), а также посредством ее размещения на официальных сайтах Минюста России (территориальных органов) в сети Интернет. Официальный сайт Минюста России в сети Интернет содержит ссылки на официальные сайты (территориальных органов) в сети Интернет.

Сведения с указанием информации о местах нахождения, телефонах, адресах официальных сайтов Минюста России (территориальных органов) в сети Интернет приведен в приложении № 1 к Административному регламенту.

16. Информация о порядке исполнения государственной функции размещается в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru), на официальном сайте Минюста России (www.minjust.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на информационных стендах в Минюсте России (территориальных органах).

Информация о порядке, формах и месте размещения информации об исполнении государственной функции размещается в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru), на официальном сайте Минюста России (www.minjust.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на информационных стендах в Минюсте России (территориальных органах).

17. Помещения территориальных органов оборудуются информационными стендами, на которых размещается следующая обязательная информация:

а) полный почтовый адрес территориального органа;

б) адреса официальных сайтов Минюста России (территориальных органов) в сети Интернет;

в) справочный номер телефона структурного подразделения территориального органа, ответственного за исполнение государственной функции;

г) график (режим) работы структурного подразделения территориального органа, ответственного за исполнение государственной функции;

д) номера кабинетов, фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности специалистов территориального органа, исполняющих государственную функцию;

е) выдержки из нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие исполнение государственной функции.

Тексты материалов печатаются удобным для чтения шрифтом, без исправлений, наиболее важные места подчеркиваются.

18. На официальных сайтах Минюста России и территориальных органов в сети Интернет размещается следующая информация:

а) полные наименования и полные почтовые адреса территориальных органов;

б) справочные номера телефонов структурных подразделений территориальных органов, ответственных за исполнение государственной функции;

в) график работы структурных подразделений территориальных органов, ответственных за исполнение государственной функции;

г) требования к письменному обращению о предоставлении информации;

д) выдержки из нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие деятельность по исполнению государственной функции;

е) текст настоящего Административного регламента с приложениями;

ж) краткое описание порядка исполнения государственной функции.

19. Информирование по вопросам исполнения государственной функции осуществляется уполномоченными лицами, как в устной, так и в письменной форме в течение всего срока исполнения государственной функции.

При ответах на обращения, в том числе телефонные, уполномоченные лица подробно и в вежливой (корректной) форме информируют обратившихся по интересующим их вопросам. Ответ по телефону должен начинаться с информации о наименовании органа, фамилии, имени, отчестве и должности уполномоченного лица.

 

Сроки исполнения государственной функции

 

20. Общий срок исполнения государственной функции не может превышать сорока рабочих дней.

21. В исключительных случаях (непредставление запрашиваемых документов, выявление в результате рассмотрения представленных документов необходимости запроса и изучения дополнительных документов) на основании мотивированных предложений уполномоченных лиц, срок исполнения государственной функции может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Руководитель органа ЗАГС информируется о продлении срока исполнения государственной функции в письменной форме, а также по телефону или факсимильной связи, электронной почте не позднее дня, следующего за днем подписания соответствующего приказа Минюста России (территориального органа).

22. Общий срок проведения проверки (с даты начала проверки и до даты подписания акта по результатам проверки) не может превышать двадцати рабочих дней.

23. Срок внесения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации - десять рабочих дней с момента подписания акта проверки без возражений.

В случае подписания акта проверки с возражениями срок внесения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации - пять рабочих дней с момента рассмотрения поступивших возражений органа ЗАГС по акту проверки и принятию по ним решения.

24. Срок направления руководителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации, и (или) высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации информации о нарушениях законодательства Российской Федерации, выявленных в ходе проверки, - десять рабочих дней с момента окончания исполнения государственной функции.

25. Срок направления представления Минюста России о временном изъятии Правительством Российской Федерации полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - тридцать рабочих дней с момента поступления в Минюст России письма территориального органа о ненадлежащем осуществлении полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния.

 

III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур

 

26. Государственная функция исполняется в виде проверок.

Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры:

- проведение проверок по вопросам, отнесенным к компетенции Минюста России (территориальных органов);

- принятие по результатам проведенной проверки мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

27. Блок-схема исполнения государственной функции приведена в приложении № 2 к Административному регламенту.

28. Оснований для приостановления исполнения государственной функции законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

 

Проведение проверок

 

29. Проведение проверок включает в себя следующие административные действия:

- принятие решения о проведении проверки;

- подготовка к проверке;

- проведение проверки и подготовка акта проверки;

- ознакомление с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя органа ЗАГС.

30. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.

31. Основанием проведения плановой проверки является в Минюсте России план командирования, а в территориальном органе - план проверок органов ЗАГС (далее - план проверок).

Планы проверок утверждаются приказами Минюста России или его территориального органа. Основанием для включения органа ЗАГС в план проверки является истечение трех лет со дня начала деятельности органа ЗАГС или окончания проведения последней плановой проверки.

В планах проверок указываются следующие сведения:

1) наименования органов ЗАГС, деятельность которых подлежит плановым проверкам;

2) календарный месяц  и сроки проведения каждой плановой проверки;

3) наименование структурного подразделения Минюста России, его территориального органа, осуществляющего конкретную плановую проверку. Планы проверок утверждаются в порядке, установленном Минюстом России.

Приказы Минюста России, его территориального органа об утверждении планов проверок оформляются в соответствии с инструкцией по делопроизводству в Минюсте России.

Изменения в планы проверок вносятся на основании приказа Минюста России или территориального органа.

Копия утвержденного плана проверок территориального органа в десятидневный срок направляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории данного субъекта Российской Федерации.

32. Плановые и внеплановые проверки могут проводиться одним уполномоченным лицом или комиссией в составе двух и более уполномоченных лиц, один из которых является председателем комиссии.

33. Плановые и внеплановые проверки могут проводиться:

по месту нахождения органа ЗАГС, а также по месту хранения записей актов гражданского состояния и месту восстановления утраченных записей актов гражданского состояния, составленных органами местного самоуправления сельских поселений (далее - выездные проверки);

по месту нахождения Минюста России (территориального органа) (далее - документарные проверки).

34. Проверка органов ЗАГС проводится за период, не превышающий трех лет, непосредственно предшествовавших году проведения проверки (проверяемый период).

35. В случае невозможности проведения проверки по истечении срока проверки составляется служебная записка по этому факту и направляется уполномоченному должностному лицу Минюста России (территориального органа) назначившему проверку.

На основании служебной записки вносятся изменения  в план проведения проверок.

36. Основанием для принятия решения о проведении плановой проверки - является план проверок, утвержденный в установленном порядке.

37. Основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки является:

- истечение срока исполнения органом ЗАГС внесенного предписания об устранении предыдущей проверкой выявленного нарушения;

- поступление информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о наличии в деятельности органов ЗАГС нарушений законодательства Российской Федерации, надзор за соблюдением которого входит в компетенцию Минюста России (территориальных органов);

- жалоба на действия (бездействие) органа ЗАГС, связанная с невыполнением им требований законодательства Российской Федерации, а также получение иной информации, подтверждаемой документами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Обращение в Минюст России (территориальный орган), не позволяющее установить его автора, не может служить основанием для проведения внеплановой проверки.

38. При наличии оснований, предусмотренных пунктами 36 и 37 Административного регламента, уполномоченное лицо:

- при необходимости обеспечивает подготовку, направление запросов в органы государственной власти (налоговые органы, органы государственной статистики и др.) и иные организации;

- изучает (анализирует) имеющиеся в Минюсте России (территориальном органе) документы, относящиеся к деятельности органа ЗАГС, в том числе статистические отчеты, акты по результатам предыдущих проверок, сведения об устранении ранее выявленных нарушений, иные документы, в целях определения необходимости проведения выездной или документарной проверки.

39. На основе указанных документов уполномоченное лицо формирует предварительные выводы о выполнении или невыполнении при государственной регистрации актов гражданского состояния требований, установленных законодательством Российской Федерации.

40. По итогам анализа уполномоченное лицо готовит проект приказа Минюста России (территориального органа) о проведении плановой (внеплановой) проверки органа ЗАГС.

В тексте проекта приказа указываются:

1) наименование структурного подразделения Минюста России (территориального органа);

2) фамилии, имена, отчества, должности лица (лиц), уполномоченного на проведение проверки;

3) полное наименование органа ЗАГС, проверка которого проводится;

4) цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

5) правовые основания проверки;

6) сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

7) перечень документов, представление которых органом ЗАГС необходимо для достижения целей и задач проверки (в случае проведения выездной проверки);

8) даты начала и окончания проверки.

41. Оформленный и согласованный в соответствии с инструкцией по делопроизводству в Минюсте России проект приказа представляется на подпись должностному лицу Минюста России (территориального органа) в соответствии с их компетенцией (полномочиями), установленной законодательством Российской Федерации и нормативными актами Минюста России (далее – должностное лицо, назначившее проверку).

42. Подписанный приказ Минюста России регистрируется, тиражируется, рассылается и формируется в номенклатурные дела в соответствии с инструкцией по делопроизводству в Минюсте России.

43. Подписанный приказ территориального органа регистрируется, тиражируется, рассылается и формируется в номенклатурные дела приказов (распоряжений) территориального органа в соответствии с порядком, определенным его начальником.

44. Изменение персонального состава комиссии, даты и срока проведения проверки оформляется приказом о внесении изменений в приказ о проведении проверки.

45. О проведении плановой проверки орган ЗАГС уведомляется Минюстом России (территориальным органом) не позднее трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления с сопроводительным письмом копии приказа Минюста России (территориального органа) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а также посредством телефонной и (или) факсимильной связи.

В случае проведения внеплановой выездной проверки орган ЗАГС уведомляется Минюстом России (территориальным органом) не менее чем за сутки до начала ее проведения посредством телефонной и (или) факсимильной связи.

46. Основанием для проведения проверки - является приказ Минюста России (территориального органа) о проведении проверки.

47. Выездная проверка начинается с предъявления руководителю органа ЗАГС уполномоченным лицом служебного удостоверения, приказа Минюста России (территориального органа) о проведении выездной проверки и обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица органа ЗАГС с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с целями, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю (надзору), сроками и условиями ее проведения.

48. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель органа ЗАГС обязаны предоставить гражданским служащим, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями и предметом выездной проверки, а также обеспечить их доступ на территорию, в используемые при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения.

49. Уполномоченное лицо (председатель комиссии) совместно с руководителем органа ЗАГС определяет лиц, с которыми будет осуществляться взаимодействие в ходе проверки, временной режим проверки (с учетом действующего режима работы органа ЗАГС).

50. Уполномоченное лицо (председатель комиссии) составляет акт о противодействии проверке органа ЗАГС в случае:

- непринятия мер к обеспечению беспрепятственного доступа проверяющего гражданского служащего (членов комиссии) в здания и другие служебные помещения органа ЗАГС (при выездной проверке);

- непредставления документов или их копий.

Об оказании противодействия проверке информируется руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации, и (или) высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.

51. Контрольная и надзорная функции в отношении одного органа ЗАГС осуществляются одновременно.

52. В рамках реализации государственной функции в части надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния органом ЗАГС проверяются:

книги государственной регистрации актов гражданского состояния (актовые книги);

документы, являющиеся основанием для государственной регистрации актов гражданского состояния, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, а также их исправления (изменения);

документы по внесению исправлений (изменений) в записи актов гражданского состояния;

журналы учета заявлений и (или) заявления граждан о государственной регистрации актов гражданского состояния, совершении иных юридически значимых действий и иные документы, представленные в связи с государственной регистрацией актов гражданского состояния и совершением иных юридически значимых действий;

платежные документы, подтверждающие полноту и своевременность уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния и совершение иных юридически значимых действий;

документы, подтверждающие предоставление в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, а также документы, касающиеся формирования архивных фондов.

53. Проверка правильности составления записей актов гражданского состояния осуществляется сплошным или выборочным методом путем их сопоставления с соответствующими заявлениями граждан (за исключением случаев, предусматривающих возможность устного заявления), документами, являющимися основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, записями в журналах, подтверждающих выдачу документов о государственной регистрации актов гражданского состояния, и иными документами, представленными в связи с государственной регистрацией акта гражданского состояния.

54. В рамках реализации государственной функции в части контроля за осуществлением полномочий Российской Федерации на государственную регистрацию актов гражданского состояния рассматриваются:

- нормативная правовая база и работа органов государственной власти субъектов Российской Федерации по организации деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации;

- соблюдение порядка назначения высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации, по согласованию с Минюстом России;

- структура и организация деятельности органов ЗАГС в субъекте Российской Федерации;

- вопросы учета и хранения бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, являющихся документами строгой отчетности;

- взаимодействие с территориальным органом Минюста России по вопросам государственной регистрации актов гражданского состояния;

- работа с обращениями граждан, в том числе жалобами на действия (бездействие) органов ЗАГС, своевременность их рассмотрения;

- достоверность, полнота и своевременность представления в территориальный орган статистической отчетности, установленной Минюстом России в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния;

- проведение мероприятий по защите и сохранности информации.

Если государственную регистрацию актов гражданского состояния в субъекте Российской Федерации осуществляют государственные органы, контрольные функции осуществляются как в отношении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены вопросы организации государственной регистрации актов гражданского состояния, так и в отношении всех органов, непосредственно осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.

В тех случаях, когда полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния переданы органам местного самоуправления, контрольные функции осуществляются только в отношении органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложена организация государственной регистрации актов гражданского состояния.

55. При проведении проверки уполномоченное лицо проводит опрос (анкетирование) населения об удовлетворенности услугами в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, результаты которого отражаются в акте проверки.

56. Документы, необходимые для проведения проверки, представляются уполномоченному лицу (председателю комиссии) для изучения.

В случае отсутствия документов (информации) и (или) возникновения обстоятельств, препятствующих их представлению в установленные в приказе Минюста России (территориального органа) о проведении проверки сроки, руководитель органа ЗАГС (иное уполномоченное им лицо), должен представить уполномоченному лицу (председателю комиссии) письменное объяснение причин непредставления документов.

57. Документарная проверка проводится по месту нахождения Минюста России (территориального органа).

58. В процессе проведения документарной проверки уполномоченное лицо рассматривает документы органа ЗАГС, которыми располагает Минюст России (территориальный орган), в том числе акты предыдущих проверок, и документы о результатах осуществленного в отношении этого органа государственного контроля (надзора).

59. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Минюста России (территориального органа), вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение органом ЗАГС обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, Минюст России (территориальный орган) направляет в адрес органа ЗАГС мотивированный запрос с требованием представить необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы.

60. В течение пяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса орган ЗАГС обязан направить в Минюст России (территориальный орган) указанные в запросе документы.

Документы (копии, заверенные оттиском печати органа ЗАГС и подписью его руководителя) представляются лично руководителем (иным уполномоченным им лицом) органа ЗАГС по акту приема-передачи или посредством почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения, а также факсимильной связи, электронной почты (с обязательным последующим направлением подписанных документов почтовой связью).

61. Уполномоченное лицо (председатель комиссии) составляет акт проверки исходя из ее результатов.

62. Акт проверки оформляется в двух экземплярах.

В акте проверки указываются:

1) дата и место составления акта проверки;

2) наименование структурного подразделения Минюста России (территориального органа), проводившего проверку;

3) дата и номер приказа Минюста России (территориального органа) о проведении проверки;

4) фамилии, имена, отчества и должности гражданских служащих (лиц), проводивших проверку;

5) наименование проверяемого органа ЗАГС, а также фамилию, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя органа ЗАГС, присутствовавших при проведении проверки;

6) дата, продолжительность и место проведения проверки;

7) сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере;

8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя органа ЗАГС, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием указанного журнала;

9) подписи уполномоченного лица или уполномоченных лиц, проводивших проверку.

При одновременном осуществлении контроля и надзора в отношении органа ЗАГС оформляется один акт, в котором отражаются результаты контроля и надзора.

63. Уполномоченное лицо (члены комиссии) подписывает акт проверки. В случае невозможности подписания акта проверки отдельными членами комиссии в нем делается отметка о причине отсутствия соответствующей подписи.

В случае несогласия члена комиссии с содержанием акта проверки он излагает в письменной форме особое мнение, которое прилагается к акту проверки. Наличие особого мнения не является основанием для отказа от подписания акта проверки.

Основанием окончания проверки является подписание акта проверки.

64. Основанием для ознакомления с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя органа ЗАГС является подписание акта проверки.

65. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения. Второй экземпляр акта проверки с копиями приложений вручается руководителю (иному уполномоченному им лицу) органа ЗАГС под расписку об ознакомлении либо пометкой уполномоченного лица (членов комиссии) об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя (иного уполномоченного представителя) органа ЗАГС, а также в случае отказа дать расписку об ознакомлении либо в ознакомлении с актом проверки второй экземпляр акта направляется в орган ЗАГС заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в соответствующем номенклатурном деле Минюста России (территориального органа).

Срок вручения (направления) акта проверки - один рабочий день с даты его подписания.

66. Если результаты проверки содержат информацию ограниченного доступа и их содержание не может быть разглашено третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, то каждый экземпляр акта проверки должен иметь отметку «Для служебного пользования».

67. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, руководитель (иное уполномоченное им лицо) органа ЗАГС вправе представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям, которые должны быть согласованы с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации, а также документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

Возражения по акту проверки, а также обосновывающие их документы или их копии (заверенные оттиском печати органа ЗАГС и подписью его руководителя (иного уполномоченного им лица) составляются в двух экземплярах.

Возражения по акту проверки направляются должностному лицу, назначившему проверку, в течение пяти рабочих дней с даты его вручения руководителю (иному уполномоченному им лицу) органа ЗАГС.

68. Возражения по акту проверки рассматриваются должностным лицом, назначившим проверку.

По результатам рассмотрения возражений по акту проверки органу ЗАГС направляется информация о результатах этого рассмотрения заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или проводится совещание с представителями органа ЗАГС. По итогам совещания составляется протокол, один экземпляр которого направляется в орган ЗАГС, а другой приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в соответствующем номенклатурном деле Минюста России (территориального органа).

Срок выполнения действия - пять рабочих дней с момента поступления возражений органа ЗАГС по акту проверки.

 

Принятие по результатам проведенной проверки мер,

предусмотренных законодательством Российской Федерации

 

69. Основанием для принятия решения о мерах по результатам проведенной проверки - является акт проверки, в котором отмечены выявленные нарушения законодательства Российской Федерации.

70. По фактам нарушений, выявленных при проведении проверки, Минюстом России (территориальным органом) в соответствии с законодательством Российской Федерации принимаются следующие меры:

- вносится предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;

- направляется руководителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации, и (или) высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации информация о нарушениях, выявленных в ходе проверки;

- подготавливается представление Министерства юстиции Российской Федерации о временном изъятии Правительством Российской Федерации полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в случае их ненадлежащего осуществления.

71. Уполномоченное лицо, установившее в ходе проведения проверки факты нарушений (далее - специалист), готовит проект:

- предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации;

- письма руководителю органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации, и (или) высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации с информацией о нарушениях, выявленных в ходе проверки;

- письма территориального органа в Минюст России о ненадлежащем осуществлении полномочий Российской Федерации по государственной регистрации актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, для принятия решения, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

72. Согласно пункту 4 статьи 4 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» Минюст России вносит предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.

Основанием для внесения предписания органу ЗАГС являются нарушения законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния, отраженные в акте проверки.

73. Уполномоченное лицо готовит проект предписания, в котором указываются:

- наименование и место нахождения органа ЗАГС, которому адресовано предписание;

- содержание нарушения (с указанием конкретных положений законодательства Российской Федерации);

- срок устранения нарушения (не может составлять менее одного месяца);

- порядок информирования Минюста России (территориального органа) об устранении нарушений.

74. После поступления в Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой (территориальный орган) информации об устранении нарушений, указанных в предписании, уполномоченное лицо рассматривает их и в случае выявления факта неустранения нарушений вносит должностному лицу, назначившему проверку, предложение принять одно из следующих решений:

- о необходимости направления нового (повторного) предписания;

- о продлении сроков устранения нарушений при наличии уважительных причин, не позволивших в установленные ранее внесенным предписанием сроки устранить указанные нарушения.

Срок рассмотрения документов - два рабочих дня с момента их поступления в Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой (территориальный орган).

75. Продление сроков устранения нарушений возможно при наличии ходатайства органа ЗАГС с изложением причин, не позволивших устранить нарушения в установленные сроки, и подтверждением принятых к устранению мер. О продлении сроков для устранения нарушений орган ЗАГС информируется в письменной форме.

76. В случае неисполнения в установленные сроки внесенного предписания об устранении нарушений специалист выясняет причины его неисполнения, по результатам чего вносит предложение о необходимости направления нового (повторного) предписания или назначения внеплановой проверки.

77. Минюст России (территориальный орган) информирует руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации, и (или) высшее должностное лицо (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации о нарушениях законодательства Российской Федерации, выявленных в ходе проверки.

78. Уполномоченное лицо готовит проект письма о выявленных в ходе проверки нарушениях законодательства Российской Федерации.

79. В случае выявления по результатам проверки ненадлежащего осуществления полномочий Российской Федерации по государственной регистрации актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченное лицо готовит проект письма территориального органа в Минюст России о ненадлежащем осуществлении указанных полномочий.

80. При поступлении письма территориального органа о ненадлежащем осуществлении полномочий Российской Федерации по государственной регистрации актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Минюста России уполномоченное лицо проводит анализ выявленных в ходе проверки нарушений законодательства.

81. В случае подтверждения факта ненадлежащего осуществления полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 8 статьи 4 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», уполномоченное лицо готовит проект представления Минюста России о временном изъятии Правительством Российской Федерации указанных полномочий.

Проект представления с приложением копии акта проверки и документов, на основании которых он был подготовлен, а также анализа выявленных в ходе проверки нарушений законодательства представляется на подпись Министру юстиции Российской Федерации (лицу, исполняющему его обязанности).

82. Подготовленный и согласованный в соответствии с инструкцией по делопроизводству в Минюсте России проект документа по результатам проведенной проверки, предусмотренный соответственно пунктами 73, 78 и 79 Административного регламента, представляется на подпись должностному лицу, назначившему проверку, с приложением документов, на основании которых он был подготовлен.

83. Должностное лицо, назначившее проверку, в случае согласия с проектом документа по результатам контроля и (или) надзора подписывает его, при несогласии - возвращает его.

84. Подписанный документ по результатам проведенной проверки направляется адресату заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Уведомление о вручении приобщается к экземпляру акта, находящемуся в соответствующем номенклатурном деле Минюста России (территориального органа).

85. Подписанное представление Минюста России о временном изъятии Правительством Российской Федерации полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, направляется через Государственную фельдъегерскую службу Российской Федерации в Правительство Российской Федерации.

 

IV. Порядок и формы контроля за исполнением

государственной функции

 

Порядок осуществления текущего контроля

за соблюдением и исполнением должностными лицами

Минюста России (территориального органа) положений

Административного регламента и иных нормативных правовых актов

 

86. Текущий контроль за соблюдением и исполнением положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, а также принятием решений гражданскими служащими осуществляет директор Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой.

87. Текущий контроль за соблюдением и исполнением в территориальных органах положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, а также принятием решений гражданскими служащими осуществляет заместитель начальника территориального органа в соответствии с распределением обязанностей.

88. Для текущего контроля используется служебная корреспонденция Минюста России (территориального органа), устная и письменная информация гражданских служащих, осуществляющих регламентируемые действия.

О случаях и причинах нарушения сроков и содержания административных процедур ответственные за их осуществление гражданские служащие немедленно информируют своих непосредственных руководителей, а также принимают срочные меры по устранению нарушений.

 

Порядок и периодичность осуществления проверок полноты

и качества исполнения государственной функции

 

89. Порядок и периодичность проведения плановых проверок выполнения территориальными органами положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, осуществляются в соответствии с планом командирования на текущий год, утверждаемым приказом Минюста России.

 90. Внеплановые проверки проводятся по решению (на основании поручения) Министра юстиции Российской Федерации, его заместителя, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы осуществления контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния по жалобам заинтересованных лиц на действия (бездействие) должностных лиц Минюста России (территориального органа).

Предложения о проведении таких проверок с обоснованием необходимости их проведения готовит Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой.

 

Ответственность должностных лиц Минюста России (территориального органа)

за решения и действия (бездействие), принимаемые ими в ходе исполнения государственной функции

 

91. Гражданские служащие, исполняющие государственную функцию, несут ответственность за соблюдение сроков и порядка исполнения административных процедур, правильность и обоснованность принятых решений, законность применяемых мер, соблюдение порядка их применения и соответствие применяемых мер совершенным нарушениям, соблюдение прав органов ЗАГС.

Ответственность гражданских служащих закрепляется в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

 

Положения, характеризующие требования к порядку и формам

контроля за исполнением государственной функции

 

92. Порядок и периодичность проведения проверок выполнения территориальными органами положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к исполнению государственной функции, осуществляет Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой в соответствии с планом командирования на текущий год.

93. Начальник территориального органа не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, представляет в Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой сводный доклад об итогах исполнения плана проверок органов ЗАГС и о мерах, принятых по устранению выявленных нарушений при проведении плановых и внеплановых проверок.

94. Контроль за исполнением государственной функции со стороны граждан, их объединений и организаций не предусмотрен.

 

V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Минюста России и его территориальных органов, а также их должностных лиц

 

95. Органы ЗАГС имеют право на обжалование действий и (или) бездействия гражданских служащих Минюста России (территориальных органов) в досудебном и судебном порядке.

Предметом досудебного (внесудебного) обжалования являются действия (бездействие) и решения, принятые (осуществленные) гражданскими служащими территориальных органов при исполнении государственной функции.

96. Органы ЗАГС вправе письменно обжаловать действия или бездействие уполномоченных лиц территориальных органов в Департамент по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой, Департамента по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой - Министру юстиции Российской Федерации, его заместителю, к компетенции которого по распределению обязанностей отнесены вопросы осуществления контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Руководитель органа ЗАГС вправе обратиться с жалобой лично или по почте, электронной почте.

97. Срок рассмотрения жалобы не должен превышать тридцати календарных дней с момента регистрации, если не установлен более короткий срок её рассмотрения.

В исключительных случаях (в том числе при принятии решения о проведении проверки), а также в случае направления запроса другим государственным органам, органам местного самоуправления и иным должностным лицам для получения необходимых для рассмотрения обращения документов Министр юстиции Российской Федерации, его заместитель, к компетенции которого отнесены вопросы контроля и надзора в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на тридцать дней, уведомив заявителя о продлении срока рассмотрения.

98. Приостановление рассмотрения жалобы не допускается.

99. Орган ЗАГС в своей жалобе в обязательном порядке указывает адресата: Минюст России либо фамилию, имя, отчество, должность соответствующего гражданского служащего, свое полное наименование, адрес, по которому должен быть направлен ответ (уведомление о переадресации жалобы), суть жалобы, также ставится личная подпись заявителя и дата.

Дополнительно в жалобе указывается:

должность, фамилия, имя и отчество уполномоченного лица (при наличии информации), решение, действия (бездействие) которого обжалуется;

обстоятельства, которыми обосновывается нарушение своих прав и законных интересов;

иные сведения, которые орган ЗАГС считает необходимым сообщить.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов орган ЗАГС прилагает к жалобе документы либо их копии.

100. По результатам рассмотрения жалобы должностным лицом Минюста России (территориального органа) принимается решение об удовлетворении изложенных в жалобе требований либо об отказе в удовлетворении жалобы.

Письменный ответ, содержащий результаты рассмотрения жалобы должностным лицом Минюста России, направляется в орган ЗАГС и в территориальный орган, действия или бездействие гражданских служащих которого обжаловались.

101. Орган ЗАГС вправе обжаловать решения, принятые в ходе исполнения государственной функции, действия или бездействие гражданских служащих Минюста России (территориального органа) в судебном порядке в соответствии с нормами гражданского процессуального законодательства.

При обжаловании решений, принятых в ходе исполнения государственной функции, действий или бездействия гражданских служащих Минюста России (территориального органа) в судебном порядке сроки обжалования и юрисдикция суда, в который подается соответствующее заявление, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

102. Орган ЗАГС может сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, неправомерных решениях, действиях или бездействии гражданских служащих Минюста России (территориального органа), нарушении положений Административного регламента, некорректном поведении или нарушении служебной этики по номерам телефонов, содержащимся на официальных сайтах Минюста России (территориальных органов) в сети Интернет, на интернет-сайты и по электронной почте.

103. Ответ на жалобу не дается в следующих случаях:

в жалобе не указаны фамилия заявителя, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

если обжалуется судебное решение (при этом в течение 7 дней со дня регистрации жалоба возвращается заявителю, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения);

в жалобе содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи (при этом заявитель уведомляется о недопустимости злоупотребления своим правом);

текст жалобы не поддается прочтению (при этом в течение 7 дней со дня регистрации жалоба возвращается заявителю, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению);

в жалобе содержится вопрос, на который заявителю многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, уполномоченное должностное лицо вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы направлялись в один и тот же адрес или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляется заявитель, направивший жалобу.

104. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования является поступление в Минюст России (территориальный орган) жалобы на действия (бездействия) и решения должностных лиц Минюста России (территориального органа), осуществленные и принятые ими в ходе исполнения государственной функции.

105. Порядок подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих устанавливается Правительством Российской Федерации.

106. Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

 

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).